Результаты мониторинга удовлетворѐнности обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №11» Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам и (или) потребностям физического лица или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Для определения степени удовлетворенности качеством образования был проведен анализ результатов анкетирования обучающихся, педагогов и родителей обучающихся МБОУ «Гимназия №11». Результаты мониторинга являются показателем степени удовлетворенности образовательным процессом, обсуждаются на Педагогических советах, дают возможность наметить дальнейший вектор развития учебного процесса и образовательной организации в целом. Цель мониторинга - повышение эффективности и качества учебновоспитательного процесса в школе. Изучая удовлетворѐнность обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе, использованы методики, разработанные А.А.Андреевым и Е.Н. Степановым. Суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты анонимно на анкетах выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им утверждениями. Методики позволяют включать самые разные утверждения, которые актуальны в условиях конкретной образовательной организации. Изучение удовлетворѐнности обучающихся школьной жизнью (методика А.А. Андреева). В сентябре 2023 года в МБОУ «Гимназия №11» проведено анонимное анкетирование обучающихся 1-11 классов с целью определения уровня удовлетворенности качеством школьного образования. Всего участие приняли 519 обучающихся из 670 (77% от общего числа). Результаты анонимного опроса показали в целом удовлетворенность учащихся образовательным процессом и комфортность обучения в школе. 1 Анализ анкетирования в % среди учащихся показал: № Вопросы анкетирования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ 58% 23% 19% Я иду в школу с радостью. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом 72% 12% 16% и помощью в трудной ситуации. На уроке я могу всегда свободно высказать своѐ мнение. 60% 22% 18% В школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему. На уроке учитель оценивает мои знания, а не мое поведение. Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим. На каникулах я скучаю по школе. В школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей. Я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую» У меня есть желание и потребность участвовать в школьных делах У меня часто бывают конфликты с учителями В моей школе замечают мои успехи, когда я делаю что-то полезное и важное для нее. Я часто испытываю усталость в школе из-за множества самостоятельных и контрольных работ в один день 14 Я люблю свою школу и горжусь, что учусь в ней. 59% 26% 15% 81% 8% 11% 68% 19% 13% 54% 34% 12% 4% 77% 19% 59% 24% 17% 49% 25% 26% 6% 75% 19% 65% 18% 17% 24% 58% 18% 83% 7% 10% Итоги анкетирования обучающихся рассмотрены на Педагогическом совете (протокол № 1 от 31.08.2023), поставлены на контроль ряд вопросов, которые требуют детального исследования. По итогам Педагогического совета решено провести цикл тренингов по мотивации к учебе совместно с психологовоспитательной службой гимназии. Изучение удовлетворѐнности родителей жизнедеятельностью образовательной организации (методика А.А.Андреева): Важнейшим показателем качества образования МБОУ «Гимназия №11» является показатель удовлетворенности родителей обучающихся качеством образовательного процесса в 2022/2023учебном году. 2 В сентябре 2023 года проведено исследование удовлетворѐнности родителей качеством образовательного процесса. Общая выборка исследования составила 540 человек (80% от общего числа родителей обучающихся). Респондентам было предложено ответить на 16 вопросов анкеты. Школа определяет показатель удовлетворенности по следующим характеристикам: 1. Безопасность учащихся в образовательной организации; 2. Качество образования; 3. Возможность получения дополнительного образования (кружки, секции); 4. Психолого-педагогическая поддержка (деятельность педагога-психолога, социального педагога); 5. Качество питания учащихся; 6. Санитарно-гигиенические условия; 7. Медицинское сопровождение; 8. Поведение учащихся; 9. Работа классного руководителя; 10.Работа администрации; 11.Педагогический коллектив; 12.Материально-техническая оснащенность; 13. Информатизация учебного процесса; 14.Возможность участия родителей в управлении образовательной организацией 15. (Управляющий совет, Попечительский совет, Родительской комитет ); 16.Доступность информации об образовательной организации и образовательном 17.процессе; 18.Достижения образовательной организации. Результаты анкетирования в характеристиками следующие: качество образовательного процесса/уровень высокий достаточно высокий недостаточно высокий низкий соответствии с вышеуказанными количество опрошенных (%) 47,7% 50,5% 1,8% 0% Проведенный анализ позволил на основании полученных результатов внести коррективы в работу образовательной организации и спланировать работу в 2022/2023 учебном году, направленную на повышение качества образовательного процесса. 3 Для выявления степени удовлетворѐнности педагогов жизнедеятельностью в образовательной организации использовали анкету, разработанную Е.Н.Степановым. Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем. Анкетирование проводилось в сентябре 2020 года. Участие в анкетировании приняли 42 учителя из 49 (86% от общего числа). Педагогам предложено прочитать включенные в тест 20 утверждений и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними от 4 до 0: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; 0— совершенно не согласен. Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательной организации (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать: если коэффициент У больше или равен 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем. Обработка полученных результатов. Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить степень удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательной организации. Коэффициент удовлетворенности педагогов по школе составил – 3,14 (высокий уровень). Наряду с выявлением общей удовлетворенности определены, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательной организации, как: организация труда - 3,48 (высокий уровень); возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога - 3,13 (высокий уровень); отношения с коллегами и администрацией школы - 3,12 (высокий уровень); отношения с учащимися и их родителями – 3,02 (высокий уровень); обеспечение деятельности педагога– 2,94 (средний уровень). 4 1. 2. 3. 4. Общие выводы и тенденции: В целом, по результатам анкетирования участников образовательного процесса наблюдается тенденция удовлетворенности качеством и комфортностью обучения в школе; сформировано доверие учащихся и их родителей к учителям, классным руководителям, к уровню преподавания дисциплин. Из результатов анкетирования можно сделать вывод о достаточно высокой степени удовлетворенности образовательной организацией. В качестве общих выводов по повышению удовлетворѐнности качеством образования приведены изменения, необходимость которых выявлена в настоящем исследовании: Решение кадровых вопросов, привлечение в штат молодых специалистов Повышение эффективности системы оценки знаний учащихся. Использование новых образовательных технологий с использованием ресурсов цифровой школы. Обновление материально-технической и учебнометодической базы школы: обеспечение современными техническими средствами обучения.