РП Музыка 4 класс ID1739575

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Администрация Выборгского района

МБОУ "Гимназия № 11"

УТВЕРЖЕНО
Директор
Моисеева Н. А.
Приказ №
от ""

г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1739575)
учебного предмета
«Музыка»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Костюхина Анна Андреевна
учитель музыки

Выборг 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима
Дополнительные обозначения в нотах
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Песня, романс, вокализ, кант.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Песня, романс, вокализ, кант.
Инструментальная музыка
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Мастерство исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность
в музыке русских композиторов
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).
Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы
Религиозные праздники
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Первые артисты, народный театр
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации
как основа для композиторского творчества
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Сюжет музыкального спектакля
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов
Оперетта, мюзикл
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса,
И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.
Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Современные обработки классической музыки
Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих
классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка наших соседей

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты)
Кавказские мелодии и ритмы
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыкантыисполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран
с российскими республиками Северного Кавказа
Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника
Музыка Средней Азии
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители
Казахстана, Киргизии, и других стран региона
Певец своего народа
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей
национального музыкального стиля своей страны
Диалог культур
Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов
и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,

умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского
стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер,
настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при
исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Репертуар

всего контрольные практические для слушания
работы
работы

для пения

для
музицирования

Дата
Виды деятельности
изучения

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Классическая музыка
1.1.

Вокальная музыка

1

0

0

Музыкальные произведения
по выбору: исполнение С. Т.
Рихтера, С. Я. Лемешева, И. С.
Козловского, М. Л.
Ростропович

Знакомство с жанрами вокальной
музыки. Слушание вокальных
произведений композиторовклассиков.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
презентация

1.2.

Симфоническая
музыка

1

0

0

Музыкальные произведения
по выбору: Ф. Мендельсон.
Концерт для скрипки с
оркестром; К. Сен-Санс.
Концерт № 1 для виолончели

Знакомство с составом
симфонического оркестра,
группами инструментов.
Определение на слух тембров
инструментов симфонического
оркестра.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
презентация

0

0

«Ой, мороз, мороз», «Тройка»,
«Полюшко-поле»; Музыка А.
Алябьева. «Вечерний звон»
(слова И. Козлова); В.
Комраков. «Прибаутки» (слова
народные); А. Абрамов.
«Реченька» (слова Е. Карасёва)

Различение на слух контрастных
по характеру фольклорных
жанров: колыбельная, трудовая,
лирическая, плясовая.
Определение, характеристика
типичных элементов
музыкального языка (темп, ритм,
мелодия, динамика и др.), состава
исполнителей.;
Разучивание, исполнение песен
разных жанров, относящихся к
фольклору разных народов
Российской Федерации.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

0

0

Музыкальные произведения
по выбору: исполнительское
творчество М. Растроповича,
П. Казальс, Н. Андре, В.
Максимова;

Определение на слух,
прослеживание по нотной записи
мелодических рисунков с
поступенным, плавным
движением, скачками,
остановками.;
Исполнение, импровизация
(вокальная или на звуковысотных
музыкальных инструментах)
различных мелодических
рисунков.;

Устный
опрос;

РЭШ

Итого по модулю

2

Модуль 2. Народная музыка России
2.1.

Жанры
музыкального
фольклора

Итого по модулю

1

«Ой, мороз, мороз»,
«Тройка», «Полюшкополе»; Музыка А.
Алябьева. «Вечерний
звон» (слова И.
Козлова); В. Комраков.
«Прибаутки» (слова
народные); А. Абрамов.
«Реченька» (слова Е.
Карасёва)

1

Модуль 3. Музыкальная грамота
3.1.

Мелодия

1

3.2.

Интервалы

1

Итого по модулю

2

0

0

К. Сен-Санс. Концерт для
виолончели с оркестром № 1;
Й. Гайдн. Концерт № 1 для
виолончели с оркестром

Освоение понятия «интервал».
Анализ ступеневого состава
мажорной и минорной гаммы (тонполутон).;

Устный
опрос;

РЭШ

Модуль 4. Музыка в жизни человека
4.1.

Музыкальные
пейзажи

1

Музыкальные произведения
по выбору: С. Рахманинов.
«Весенние воды» на слова Ф.
И. Тютчева, «В молчаньи ночи
тайной» на слова А. А. Фета,
«Здесь хорошо», «Ночь
печальна»

Слушание произведений
программной музыки,
посвящённой образам природы.
Подбор эпитетов для описания
настроения, характера музыки.
Сопоставление музыки
с произведениями
изобразительного искусства.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

4.2.

Танцы, игры и
веселье

1

Музыкальные произведения
по выбору: полонез ля мажор
Ф. Шопена; Г. Струве
«Полонез дружбы»; Вальсы Ф
Шопена: си минор, ми минор,
ми бемоль мажор; мазурки Ф.
Шопена: № 47 (ля минор), №
48 (фа мажор) и № 1 (си
бемоль мажор)

Слушание, исполнение музыки
скерцозного характера.
Разучивание, исполнение
танцевальных движений. Танецигра.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

Слушание музыки, определение
основного характера, музыкальновыразительных средств,
использованных композитором.
Подбор эпитетов, иллюстраций к
музыке. Определение жанра.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

Разучивание, исполнение
вокальных произведений
композиторов-классиков.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

Итого по модулю

2

Модуль 5. Классическая музыка
5.1.

Композиторы —
детям

1

0

0

5.2.

Вокальная музыка

1

0

0

А. Гурилёв. «Домиккрошечка» (сл. С. Любецкого).
«Вьется ласточка сизокрылая»
(сл. Н. Грекова).
«Колокольчик» (сл. И.
Макарова); М. Матвеев.
«Матушка, матушка, что во
поле пыльно»

М. Матвеев. «Матушка,
матушка, что во поле
пыльно»

5.3.

Инструментальная
музыка

1

0

0

Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре
бемоль мажор). Вальс № 7 (до
диез минор). Вальс № 10 (си
минор). Мазурка № 1.
Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн
фа минор. Этюд № 12 (до
минор). Полонез (ля мажор);
Этюд № 12 (до минор)

Знакомство с жанрами камерной
Устный
инструментальной музыки.
опрос;
Слушание произведений
композиторов-классиков.
Определение комплекса
выразительных средств. Описание
своего впечатления от восприятия.;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

5.4.

Программная
музыка

1

0

0

увертюры «Арагонская хота»,
«Ночь в Мадриде»,
симфонические фантазии
«Камаринская», «Вальсфантазия»

Слушание произведений
программной музыки. Обсуждение
музыкального образа,
музыкальных средств,
использованных композитором.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

5.5.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

1

0

0

П. И. Чайковский. Концерт
для скрипки с оркестром ре
мажор; Л. ван Бетховен.
Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор; И. Брамс.
Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор

Игра-имитация исполнительских
движений во время звучания
музыки.;

Устный
опрос;

РЭШ

0

0

По выбору учителя

Различение музыки классической
и её современной обработки.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

Итого по модулю

Игра-имитация

5

Модуль 6. Современная музыкальная культура
6.1.

Современные
обработки
классической
музыки

Итого по модулю

1

1

Модуль 7. Духовная музыка
7.1.

Звучание храма

1

0

0

Ф.Шуберт "Аве Мария"

Обобщение жизненного опыта,
связанного со звучанием
колоколов. Диалог с учителем о
традициях изготовления
колоколов, значении колокольного
звона. Знакомство с видами
колокольных звонов.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

7.2.

Искусство Русской
православной
церкви

1

0

0

М. Балакирева «Русь».

Сопоставление произведений
музыки и живописи, посвящённых
святым, Христу, Богородице.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

7.3.

Религиозные
праздники

1

0

0

Слушание музыкальных
фрагментов праздничных
богослужений, определение
характера музыки, её религиозного
содержания.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

Итого по модулю

3

Рождественские песни
по выбору

Модуль 8. Народная музыка России
8.1.

Русские народные
музыкальные
инструменты

1

0

0

М. И. Глинка. Романс «Я
помню чудное мгновенье» (ст.
А. Пушкина)

Слушание фортепианных пьес
Устный
композиторов, исполнение песен, в опрос;
которых присутствуют
звукоизобразительные элементы,
подражание голосам народных
инструментов.;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

8.2.

Первые артисты,
народный театр

1

0

0

Г. В. Свиридов. «Метель»
(«Осень»)

Просмотр фильма/ мультфильма,
фрагмента музыкального
спектакля. Творческий проект —
театрализованная постановка;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

8.3.

Фольклор в
1
творчестве
профессиональных
музыкантов

0

0

П. И. Чайковский. Опера
«Золотой петушок»

Слушание музыки, созданной
композиторами на основе
народных жанров и интонаций.
Определение приёмов обработки,
развития народных мелодий.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

8.4.

Сказки, мифы и
легенды

1

0

0

М. И. Глинка. Опера «Руслан и
Людмила»

Знакомство с манерой сказывания
нараспев. Слушание сказок,
былин, эпических сказаний,
рассказываемых нараспев.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

8.5.

Народные
праздники

1

0

0

Музыкальные произведения
по выбору: «Ай, как мы
масленицу дожидали»,
«Полянка», «Проводы зимы»,
«Березонька кудрявая,
кудрявая, моложавая»

Знакомство с праздничными
обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня у
различных народностей
Российской Федерации.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

Итого по модулю

5

Модуль 9. Музыка народов мира
9.1.

Музыка наших
соседей

1

0

0

Музыкальные фольклорные
произведения других стран

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов
других стран. Определение
характерных черт, типичных
элементов музыкального языка
(ритм, лад, интонации).;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация,РЭШ

9.2.

Кавказские
мелодии и ритмы

1

0

0

Кавказские мелодии, ритмы

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов
других стран. Определение
характерных черт, типичных
элементов музыкального языка
(ритм, лад, интонации).;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация,РЭШ

9.3.

Музыка Японии
и Китая

1

0

0

Наигрыши Японии и Китая

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов
других стран. Определение
характерных черт, типичных
элементов музыкального языка
(ритм, лад, интонации).;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация,РЭШ

9.4.

Музыка Средней
Азии

Итого по модулю

1

0

0

Музыка Средней Азии

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов
других стран. Определение
характерных черт, типичных
элементов музыкального языка
(ритм, лад, интонации).;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация,РЭШ

Знакомство с дополнительными
элементами нотной записи.
Исполнение песен, попевок, в
которых присутствуют данные
элементы;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация,РЭШ

Коллективная импровизация в
форме вариаций;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация,РЭШ

4

Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1.

Дополнительные
обозначения
в нотах

1

0

0

10.2.

Вариации

1

0

0

Итого по модулю

2

Импровизация в
форме вариаций

Модуль 11. Музыка театра и кино
11.1.

Сюжет
музыкального
спектакля

1

0

0

Музыкальный спектакль по
выбору

Знакомство с либретто, структурой Устный
музыкального спектакля. Пересказ опрос;
либретто изученных опер и
балетов.;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

11.2.

Балет.
Хореография —
искусство танца

1

0

0

оркестровое вступление к
балету И. Стравинского
«Весна священная»; другие
фрагменты балета;
балет И.Ф. Стравинского
«Жар-птица» («Пляска Жарптицы»

Просмотр и обсуждение
видеозаписей — знакомство
с несколькими яркими сольными
номерами и сценами из балетов
русских композиторов.
Музыкальная викторина на знание
балетной музыки.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

11.3.

Оперетта, мюзикл

1

0

0

Мюзикл "Бременские
музыканты"

Знакомство с жанрами оперетты,
мюзикла. Слушание фрагментов из
оперетт, анализ характерных
особенностей жанра.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

0

0

М. Глинка "Камаринская", р.н.
"Камаринская"

Знакомство с творчеством
композиторов. Сравнение их
сочинений с народной музыкой.
Определение формы, принципа
развития фольклорного
музыкального материала.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

Итого по модулю

3

Модуль 12. Музыка народов мира
12.1.

Певец своего
народа

1

12.2.

Диалог культур

Итого по модулю

1

0

0

М.Глинка "Среди долины
ровныя"

Знакомство с творчеством
композиторов. Сравнение их
сочинений с народной музыкой.
Определение формы, принципа
развития фольклорного
музыкального материала.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

2

Модуль 13. Классическая музыка
13.1.

Русские
композиторыклассики

1

0

0

П. Чайковский. «Я ли в поле
да не травушка была» (ст. И.
Сурикова); Н. РимскийКорсаков. Опера "Снегурочка"
("Пляска скоморохов"); А.
Гурилёв. «Домик-крошечка»
(сл. С. Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая» (сл. Н.
Грекова). «Колокольчик» (сл.
И. Макарова);

Знакомство с творчеством
выдающихся композиторов,
отдельными фактами из их
биографии. Слушание музыки.
Фрагменты вокальных,
инструментальных,
симфонических сочинений. Круг
характерных образов (картины
природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов,
музыкально-выразительных
средств. Наблюдение за развитием
музыки. Определение жанра,
формы.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

13.2.

Европейские
композиторыклассики

1

0

0

М. Растроповича, П. Казальс,
Н. Андре, В. Максимова; К.
Сен-Санс. Концерт для
виолончели с оркестром № 1;
Й. Гайдн. Концерт № 1 для
виолончели с оркестром

Знакомство с творчеством
выдающихся композиторов,
отдельными фактами из их
биографии. Слушание музыки.
Фрагменты вокальных,
инструментальных,
симфонических сочинений. Круг
характерных образов (картины
природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов,
музыкально-выразительных
средств. Наблюдение за развитием
музыки. Определение жанра,
формы.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

13.3.

Мастерство
исполнителя

0

0

0

М. Матвеев. «Матушка,
матушка, что во поле пыльно»;
М. Глинка. Опера «Иван
Сусанин» (хор «Разгулялися,
разливалися»)

Знакомство с творчеством
выдающихся исполнителей
классической музыки. Изучение
программ, афиш консерватории,
филармонии.;

Устный
опрос;

Аудиофайлы,
видеофайлы,
презентация

0

0

Итого по модулю

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Вокальная музыка

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Симфоническая музыка

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Жанры музыкального фольклора

1

0

0

Устный
опрос;

4.

Мелодия

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Интервалы

1

0

0

Устный
опрос;

6.

Музыкальные пейзажи

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Танцы, игры и веселье

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Композиторы — детям

1

0

0

Устный
опрос;

9.

Вокальная музыка

1

0

0

Устный
опрос;

10. Инструментальная музыка

1

0

0

Устный
опрос;

11. Программная музыка

1

0

0

Устный
опрос;

12. Музыкальные инструменты.
Скрипка, виолончель

1

0

0

Устный
опрос;

13. Современные обработки
классической музыки

1

0

0

Устный
опрос;

14. Звучание храма

1

0

0

Устный
опрос;

15. Искусство Русской православной 1
церкви

0

0

Устный
опрос;

16. Религиозные праздники

0

0

Устный
опрос;

1

17. Русские народные музыкальные
инструменты

1

0

0

Устный
опрос;

18. Первые артисты, народный театр 1

0

0

Устный
опрос;

19. Фольклор в творчестве
профессиональных музыкантов

1

0

0

Устный
опрос;

20. Сказки, мифы и легенды

1

0

0

Устный
опрос;

21. Народные праздники

1

0

0

Устный
опрос;

22. Музыка наших соседей

1

0

0

Устный
опрос;

23. Кавказские мелодии и ритмы

1

0

0

Устный
опрос;

24. Музыка Японии и Китая

1

0

0

Устный
опрос;

25. Музыка Средней Азии

1

0

0

Устный
опрос;

26. Дополнительные обозначения
в нотах

1

0

0

Устный
опрос;

27. Вариации

1

0

0

Устный
опрос;

28. Сюжет музыкального спектакля

1

0

0

Устный
опрос;

29. Балет. Хореография — искусство 1
танца

0

0

Устный
опрос;

30. Оперетта, мюзикл

1

0

0

Устный
опрос;

31. Певец своего народа

1

0

0

Устный
опрос;

32. Диалог культур

1

0

0

Устный
опрос;

33. Русские композиторы-классики

1

0

0

Устный
опрос;

34. Европейские композиторыклассики

1

0

0

Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».