РП Подготовка к ОГЭ по ИКТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»

Приложение к Основной
образовательной программе

Программа курса внеурочной деятельности
«Решение задач по информатике»
Подготовка к ОГЭ
Общеинтеллектуальное направление

Автор-составитель программы:
Костюхина Анна Андреевна,
учитель информатики

г. Выборг
2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общая характеристика программы
Программа курса внеурочной деятельности «Решение задач по
информатике. Подготовка к ОГЭ» по общеинтеллектуальному направлению
предназначена для учащихся 9 классов МБОУ «Гимназия №11».
Программа составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта; Концепции развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018
года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Программа курса внеурочной деятельности является надпредметной.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 34 .
На реализацию курса отводится 1 час в неделю. В каждом классе занятия
проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - систематизация знаний и умений по курсу
информатики и ИКТ и подготовка к основному государственному экзамену
по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования.
Задачи изучения курса:
1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету; назначении заданий
различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое
задание);
3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение
следующих образовательных результатов:

Личностные результаты.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
данного курса, являются:
•
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;
•
понимание роли информационных процессов в современном мире;
•
владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
•
ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
•
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
•
способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты.
Основными метапредметными результатами, формируемыми приданного
курса, являются:
•
владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
•
владение информационно-логическими умениями: определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, и делать выводы;
•
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения
целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в
рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

•
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
•
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в
другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
•
ИКТ-компетентность –широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных технологий
для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты:
•
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
•
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
•
развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
•
формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный

Виды внеурочной деятельности

Формы организации

материал
КИМ ОГЭ

Знакомство с особенностями
проведения ОГЭ по информатике;
спецификой тестовой формы контроля;
видами тестовых заданий; структурой и
содержанием КИМов по информатике.

внеурочной
деятельности
Беседа,
индивидуальная
работа.

Информационны Актуализация знаний по темам:
Беседа,
Передачи информации: естественные и индивидуальная
е процессы
формальные
языки.
Формализация работа.

Обработка
информации

Проектирование
и
моделирование.

Основные
устройства ИКТ

описания реальных объектов и процессов,
моделирование объектов и процессов.
Дискретная форма представления числовой,
текстовой,
графической
и
звуковой
информации.
Единицы
измерения
количества информации. Процесс передачи
информации, сигнал, скорость передачи
информации. Кодирование и декодирование
информации.
Разбор
заданий
из
частей
демонстрационных версий.
Актуализация знаний по темам:
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы
записи
алгоритмов.
Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические
значения, операции, выражения. Разбиение
задачи на подзадачи, вспомогательный
алгоритм.
Основные
компоненты
компьютера и их функции. Программное
обеспечение, его структура. Программное
обеспечение общего назначения.
Теоретический материал по данной теме,
разбор
заданий
из
частей
демонстрационных версий.
Актуализация знаний по темам:

Чертежи. Двумерная графика. Графы.
Использование стандартных
графических объектов и
конструирование графических
объектов. Простейшие управляемые
компьютерные модели.
Теоретический материал по данной
теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
Актуализация знаний по темам:

Соединение блоков и устройств
компьютера, других средств ИКТ.
Файлы и файловая система. Оценка
количественных параметров
информационных объектов. Объем
памяти, необходимый для хранения
объектов. Оценка количественных
параметров информационных

Беседа,
индивидуальная
работа.

Беседа,
индивидуальная
работа.

Беседа,
индивидуальная
работа.

процессов. Скорость передачи и
обработки объектов, стоимость
информационных продуктов, услуг
связи.
Теоретический материал по данной
теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
Создание
и
обработка
информационны
х объектов

Актуализация знаний по темам:

Алгоритмизация
и
программирован
ие.

Актуализация знаний по темам:

Математические
инструменты,
электронные
таблицы.

Актуализация знаний по темам:

Телекоммуникац
ионные
технологии.

Актуализация знаний по темам:

Беседа,
Базы данных. Поиск данных в готовой
индивидуальная
базе. Создание записей в базе данных.
работа.
Компьютерные и некомпьютерные
каталоги; поисковые машины;
формулирование запросов.
Повторение основных конструкций,
разбор
заданий
из
частей
демонстрационных версий.
Теоретический материал по данной
теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
Контрольный тест.
Беседа,
Основные понятия,
связанные
с индивидуальная
использованием
основных работа.
алгоритмических конструкций. Решение
задач на исполнение и анализ
отдельных алгоритмов, записанных в
виде блок-схемы, на алгоритмическом
языке или на языках программирования.
Повторение методов решения задач на
составление
алгоритмов
для
конкретного исполнителя (задание с
кратким ответом) и анализ дерева игры.
Теоретический материал по данной
теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
Контрольный тест.
Таблица как средство моделирования.
Математические формулы и
вычисления по ним. Представление
формульной зависимости в
графическом виде.
Повторение основных конструкций,
разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
Электронная почта как средство связи.
Сохранение информационных объектов
из компьютерных сетей и ссылок на них

Беседа,
индивидуальная
работа.

Беседа,
индивидуальная
работа.

для индивидуального использования (в
том числе из Интернета). Организация
информации в среде коллективного
использования информационных
ресурсов. Технология адресации и
поиска информации в Интернете.
Решение задач с использованием кругов
Эйлера. Восстановление доменногоIPадреса.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Название темы

Количество часов

Знакомство с контрольно-измерительными материалами
ОГЭ по информатике
Количественные параметры информационных объектов
Дискретная форма представления числовой и текстовой
информации
Дискретная форма представления звуковой и
графической информации
Кодирование и декодирование информации. Метод
графов в решение задач
Формальные описания реальных объектов и процессов.
Задачи, представленные в виде таблиц и схем.
Формальные описания реальных объектов и процессов.
Задачи, представленные в виде схем
Анализирование информации, представленной в виде
схем. Решение с помощью метода графов
Значение логического выражения. Операция
«Логическое умножение»
Значение логического выражения. Операция
«Логическое сложение»
База данных. СУБД
Осуществление поиска в готовой базе данных по
сформулированному условию
Файловая система организации данных
Промежуточный контроль знаний
Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом
языке
Простой линейный алгоритм для формального
исполнителя
Алгоритм, записанный на естественном языке,
обрабатывающий цепочки символов и чисел
Алгоритм для исполнителя Чертежник с фиксированным
набором команд
Алгоритм для исполнителя Черепаха и Муравей с
фиксированным набором команд
Алгоритм в среде формального исполнителя «Робот» с
фиксированным набором команд

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Алгоритм в среде формального исполнителя «Робот» с
фиксированным набором команд
Простейший циклический алгоритм, записанный на
алгоритмическом языке
Циклический алгоритм обработки массива чисел,
записанный на алгоритмическом языке
Алгоритм в среде формального исполнителя на языке
программирования. Команды языка программирования
Pascal
Алгоритм в среде формального исполнителя на языке
программированияPascal
Промежуточный контроль знаний
Формульная зависимость в графическом виде
Обработка большого массива данных с использованием
средств электронной таблицы
Обработка большого массива данных с использованием
средств электронной таблицы
Скорость передачи информации
Информационно-коммуникационные технологии. URLадрес. Восстановление IP-адреса
Осуществление поиска информации в Интернете. Круги
Эйлера
Итоговый контроль
Итоговый контроль

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Материально-техническое обеспечение:
1)

персональный компьютер учителя и обучающихся, проектор;

2)

интернет-ресурсы, компьютерные презентации;

3)

раздаточный материал (набор карточек, тестов, КИМы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».