Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11» Приложение к Основной образовательной программе Программа курса внеурочной деятельности Математическая вертикаль «Развитие функциональной грамотности: Математическая грамотность и Финансовая грамотность» Общеинтеллектуальное направление 5-9 класс Автор-составитель программы: методическое объединение учителей естественно-научных предметов и математики Выборг 2023 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Общая характеристика программы Рабочая программа курса «математическая вертикаль» сформирована на основе авторской программы «Развитие функциональной грамотности» обучающихся. Разработана: Модуль «Финансовая грамотность» А.В. Белкин, к.и.н., доцент кафедры исторического и социально - экономического образования СИПКРО И.С.Манюхин, к.и.н., зав.кафедрой исторического и социально - экономического образования СИПКРО. Модуль «Математическая грамотность» С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физикоматематического образования. Рабочая программа ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту: Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю.Панариной, И.В.Сорокиной, О.А.Смагиной, Е.А.Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 2 модуля (математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс - комплекте. Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте 34 ч, т.е по 1 часу в неделю: 16 часов на модули «математическая грамотность», «финансовая грамотность»; 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения. 1.2 Цель и задачи программы Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни(читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучнаяграмотность); способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мирапо качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Метапредметные и предметные Математическая грамотность 5 класс Уровень узнавания и понимания 6 класс Уровень понимания и применения 7 класс Уровень анализа и синтеза 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания Финансовая грамотность находит и извлекает находит и извлекает финансовую математическую информацию в информацию в различном различном контексте контексте применяет математические знания применяет финансовые знания для решения разного рода для решения разного рода проблем проблем анализирует и интегрирует анализирует информацию в информацию, полученную из финансовом контексте текста интерпретирует и оценивает оценивает финансовые математические данные в проблемы в различном контексте контексте лично значимой ситуации интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Личностные 5-9 классы Математическая грамотность Объясняет гражданскую позицию вконкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Финансовая грамотность Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используют ся тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом,друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамкахпредметного содержания. В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз,проект. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ Модуль «Финансовая грамотность» 5 класс № п/п Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах Деньги настоящие и ненастоящие Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги Сколько стоит «своѐ дело»? Проведение рубежной аттестации. Итого Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги Проведение рубежной аттестации. Количе ство часов 2 2 2 2 2 2 3 2 17 Количество часов 2 2 3 2 3 3 2 Итого 7 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема занятия Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? 2 3 4 5 6 7 2 Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Проведение рубежной аттестации Итого 3 Потребление или инвестиции? Активы в трехизмерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними. 9 класс № п/п Тема занятия 2 2 3 Итого 1 Количество часов 2 Виды социальных пособий. Если человек потерял работу История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. 8 класс № п/п Тема занятия 1 17 Ценные бумаги. Векселя и облигации российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридныеинструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. 3 2 17 Количество часов 2 4 2 2 2 3 2 17 Количество часов 2 2 3 4 5 6 7 8 Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц Государственное и негосударственное пенсионное страхование Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником Проведение рубежной аттестации. Итого Модуль «Математическая грамотность» 5 класс № Тема занятия п/п 1 Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 2 3 Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду 4 5 6 7 8 Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Проведение рубежной аттестации. Итого 2 2 2 2 3 2 17 Количе ство часо в 2 2 2 2 3 2 2 2 17 6 класс № п/п Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Количество часов 1 Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическимспособом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 2 Логические задачи, решаемые с помощьютаблиц. Графы и их применение в решении задач Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Проведение рубежной аттестации. Итого 2 7 класс № п/п Тема занятия 2 2 1 3 2 2 17 Количество часов 1 1 Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. 2 Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции 2 3 Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу 2 4 Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий реальной жизни Элементы теории и множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы Решение геометрических задач исследовательского характера. Проведение рубежной аттестации. 2 5 6 7 8 9 2 1 3 2 2 Итого 8 класс № п/п Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 Работа с информацией, представленной вформе таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитеские методы решения 17 Количе ство часо в 1 2 2 Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство Математическое описание зависимости междупеременными в различных процессах. 2 Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. 2 1 2 8 Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. 3 9 Проведение рубежной аттестации. 2 17 Итого 9 класс № п/п Тема занятия 1 Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. 2 Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов Решение стереометрических задач Вероятностные, статистические явления и зависимости. Проведение рубежной аттестации. 3 4 5 6 7 8 Итого Количест во часов 3 2 2 2 2 2 2 2 17 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Подобщей редакцией Л.Ю.Панариной, И.В.Сорокиной, О.А.Смагиной, Е.А.Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. 2. Ю.Н.Корлюкова, А.В.Половинникова. Финансовая грамотность 5-7 классы. Методические рекомендации для учителя. М.: Вако. 2018.