КОД будущего (1)

Шаблон дополнительной общеобразовательной программы
Общие данные об образовательной программе
«Программирование на Python»
Об организации
Наименование поля

Допустимые значения поля

Значение поля

ИНН организации, осуществляющей
образовательную деятельность

10 арабских цифр

5008006211

Наименование организации

строка

федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Московский физико-технический институт
(национальный исследовательский университет)»

Логотип организации

изображение в формате jpeg
разрешением не менее 100x100
пиксель

Ссылка на логотип организации

https://it-edu.com/_data/63209637cae37_mfti-jpeg.jpg

Контакты ответственного за программу. ФИО

URL на изображение, находящееся
в сети интернет
строка от 5 до 255 символов

Контакты ответственного за программу. Должность

строка от 5 до 255 символов

Контакты ответственного за программу. Телефон

Формат +7(XXX)XXXXXXX

Заместитель директора Центра развития ИТобразования МФТИ
+7(915)0842180

Контакты ответственного за программу. E-mail

строка

martemyanov@phystech.edu

Мартемьянов Роман Юрьевич

Информация о программе
Наименование поля

Допустимые значения поля

Значение поля

Название программы (курса)

строка

Программирование на Python

Описание программы

строка не менее 1000 не более
5000 символов

Программа «Программирование на Python» (начальный
уровень) направлена на знакомство с базовыми
понятиями и элементами языка Python (операторы,
числовые и строковые переменные, списки, условия и
циклы, функции) и формирование компетенций в
области решения задач по программированию. Курс
является вводным и лучше всего подойдет слушателям,
не имеющим опыта написания программ ни на одном из
языков программирования. Содержит множество
разнообразных задач по базовым конструкциям языка,
что позволяет получить практические навыки
программирования на языке Python для решения
типовых задач математики и информатики и
использовать полученные знания в дальнейшей учебной
и профессиональной деятельности.
4 модуля:
- Введение в Python
- Базовые конструкции
- Знакомство с коллекциями
- Функции

Аннотация

строка до 1000 символов

В результате прохождения курса "Программирование на
Python" слушатели приобретают необходимые навыки
для работы с базовыми и сложными структурами языка
в интегрированных средах разработки, а также для
самостоятельного написания кода и разработки
эффективных алгоритмов и программ.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Программирование на Python» 2023 года от МФТИ
разработана для школьников 8-11 классов в рамках

проекта «Код будущего». Программа включает 4
модуля. Обучение бесплатное.
Цель программы

строка не менее 100 символов

Актуальность

строка не менее 500 символов

Формат обучения - оффлайн
Цель программы - формирование познавательной
активности обучающихся в области функционального
программирования, приобретение навыков работы c
базовыми структурами языка в интегрированных средах
разработки, получение навыков самостоятельного
написания кода и разработки эффективных алгоритмов
и программ.
Способность написать программу или код постепенно
становится базовым навыком. Программирование и
вычислительное мышление расширяют возможности и
становятся обязательным требованием к любому
специалисту. Способность читать и понимать
компьютерный код становится более востребованной,
поэтому программирование переходит из специального
знания в универсальную грамотность.
Указом Президента Российской Федерации от
07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» поставлена национальная цель
– обеспечение ускоренного внедрения цифровых
технологий в экономике. В условиях широкого
внедрения онлайн -сервисов, электронных услуг,
развития цифровой экономики актуальной является
проблема подготовки кадров, в том числе в области
программирования на языке Python. Отечественные
компании испытывают потребность в
квалифицированных кадрах, способных решать
прикладные задачи на языке программирования Python.
Язык программирования Python доступен для освоения
лицами любого возраста и профессии. Он позволяет
решать широкий круг практических задач: его можно
использовать для анализа данных и машинного
обучения, бэкенда, веб -разработки, системного

Дополнительная информация
Формат обучения

администрирования, создания игр и т.д. Программа
имеет техническую направленность, в её основу
заложены принципы модульности и практической
направленности, что обеспечит вариативность обучения.
Содержание учебных модулей предполагает детальное
изучение алгоритмизации, реализацию межпредметных
связей, организацию проектной и исследовательской
деятельности обучающихся.
Оффлайн

Срок освоения образовательной программы

строка
значение из:
"Онлайн"
"Оффлайн"
"Смашанный"
значение из:
"Начальный"
"Базовый"
"Продвинутый"
строка

Объем каждого модуля в ак.ч.

целое число

36

Объем часов в неделю в ак.ч

целое число

4

Уровень сложности

Количество занятий

Начальный

18.09.2023-31.05.2024

72

Направленность программы

строка

Программирование и создание ИТ-продуктов

Язык программирования

строка

Python

Дополнительная общеобразовательная программа
не представлена для участия в иных федеральных
проектах, направленных на дополнительное
образование граждан, кроме федерального проекта
«Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли»
Дополнительная общеобразовательная программа
не была реализована до начала отбора и/или не

строка, значения:
"Представлена"/
"Не представлена"

Не представлена

строка, значения:
"Реализована ранее"/
"Не реализована

Не реализована

реализовывается в период отбора на безвозмездной
основе
Категория обучающихся по программе

Описание планируемых результатов обучения

строка, значение:
"Учащиеся 8 класса"
"Учащиеся 9 класса"
"Учащиеся 10 класса"
"Учащиеся 11 класса"
строка

Учащиеся 8 класса
Учащиеся 9 класса
Учащиеся 10 класса
Учащиеся 11 класса
Личностные результаты
− формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности, обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
− формирование целостного
мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
− формирование коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
− повышение уровня самооценки
благодаря реализованным проектам.
Метапредметные результаты
− умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
− умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
− умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
− умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности её решения;
− владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
− умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
− умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
− умение организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
− формирование и развитие компетентности в
области использования информационно
коммуникационных технологий.
Предметные результаты

− знание необходимой терминологии
(«информация», «алгоритм», «исполнитель», «модель»),
смысла этих понятий и умение применять полученные
знания на практике;
− умение соблюдать сетевой этикет, другие
базовые нормы информационной этики и права при
работе с компьютерными программами и в сети
Интернет;
− умение выполнять созданные
программы, осуществлять их разработку, тестирование
и отладку, используя изученный язык
программирования;
− развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний
об алгоритмических конструкциях— линейной,
условной и циклической, логических значениях и
операциях;
− навыки пошагового выполнения алгоритмов,
умение осуществлять данные операции как вручную, так
и с использованием компьютера;
− умение определять результат выполнения
алгоритма при заданных исходных данных;
− знание основных понятий и этапов
проектной деятельности.
Ссылка на лендинг Образовательной программы

строка

https://edu.mipt.ru/python_offline/

Ссылка на LMS

строка

Страница обучения на курсе

строка

https://edu.mipt.ru/member/meroprijatija/programmirovaniena-python-1/
https://edu.mipt.ru/member/meroprijatija/programmirovaniena-python-1/

Аттестация
Промежуточная аттестация
Количество академических часов

строка не менее 10 символов

16 (за все 4 модуля)

Формы контроля

строка не менее 10 символов

Зачет

Диагностические инструменты

строка не менее 10 символов

Показатели и критерии оценивания

строка не менее 10 символов

Практические задания по темам лекций
Контрольное задание
Выполнение заданий, предусмотренных для
контроля сформированности необходимых знаний и
умений в рамках формируемых компетенций
- выполнение / не выполнение практических заданий
по темам лекций (1 балл за каждое задание)
- выполнение / не выполнение контрольного задания
(1 / 0 баллов соответственно)

Примеры заданий

строка не менее 10 символов

1. Что выдаст код:
def func1(x, f): return f(x)
def func2(n): return n**2
print(func1(3, func2))
2. Что выдаст код:
a = 13
def func(a): a = 666: return str(a)
func(a): print(a)
3. Что выдаст код:
a = [1,2,3,4,5]
def func(): a.pop(2)
func(): print(a)

Шкала оценивания, нижнее значение

строка не менее 10 символов

0

Шкала оценивания, верхнее значение

строка не менее 10 символов

2

Шкала оценивания, минимальный проходной балл

строка не менее 10 символов

1

Преподаватели
ФИО

Наименование
основного
места работы

Должность

Высшее
образование или
среднее
профессиональное
образование по
направлению
«Образование и
педагогические
науки»

Высшее
образование или
среднее
профессиональное
образование по
иному
направлению
соответствующим
направленности
ДОП

строка
от 2 до
255
символов
преподаватель

Да/нет

Да/нет

строка

нет

да

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

строка от 2 до
100 символов

строка от 2 до
255 символов.

Клюева
Татьяна
Александровна
Тимохин
Владимир
Николаевич

Лицей НИУ
ВШЭ
ГОУВПО
«Донецкий
национальный
технический
университет»
(г. Донецк,
ДНР)

преподаватель

нет

да

Созыкин
Андрей
Владимирович

МФТИ, Физтех

Заместитель
директора
Центра развития

нет

да

Ссылка на
Веб-страницы
с
портфолио

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

Информация о
курсах
повышения
квалификации
по профилю
преподаваемой
дисциплины
(за последние 3
года)

Пройдена
промежуточная
аттестация не менее
чем за 2 года
обучения по
образовательным
программам
высшего
образования по
специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
ДОП
Да/нет

Отметка о
получении
согласия на
обработку
персональных
данных

Да/нет

-

Нет (есть высшее
образование)

да

«Основы
Python», АНО
ДПО
«Корпоративн
ый
университет
Сбербанка»,
2021;
«Менеджер по
управлению
ресурсами
ИТ», СДС ПКС
«Инфоурок»,
2022 (рег. №
ЖТ96193913)
Московская
школа
управления
Сколково,

Нет (есть высшее
образование)

да

Нет (есть высшее
образование)

да

ИТ-образования,
доцент

Беклемышева
Катерина
Алексеевна
Васюков
Алексей
Викторович
Куклин
Евгений
Юрьевич

МФТИ, Физтех

доцент

нет

да

МФТИ, Физтех

доцент

нет

да

Федеральное
государственн
ое бюджетное
учреждение
науки
Институт
математики и
механики им.
Н. Н.
Красовского
Уральского
отделения
Российской
академии наук

Младший
научный
сотрудник

нет

да

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

программа
профессиональ
ной
переподготовк
и «Лидеры
изменений
глобальных
университетов
» 11.2015–
05.2016
-

Нет (есть высшее
образование)

да

-

Нет (есть высшее
образование)

да

Удостоверение
о повышении
квалификации
№183339
«Базовые
компетенции
для реализации
дисциплин в
области
искусственного
интеллекта
(Глубинное
обучение)
(ВШЭ, 2021)

Нет (есть высшее
образование)

да

Удостоверение
о повышении
квалификации
№217072
«Базовые
компетенции
для реализации
дисциплин в
области
искусственного
интеллекта
(Математика
машинного

обучения)
(ВШЭ, 2022)
Куратов Юрий
Михайлович

МФТИ, Физтех

старший
исследователь

нет

да

Куренков
Владимир
Вячеславович
Леус Андрей
Владимирович

Высшая школа
экономики

методист

нет

да

МФТИ, Физтех

ведущий
программист

нет

да

Батунова
Галина
Вячеславовна
Латкин Виктор
Юрьевич

ПМАОУ
"СОШ № 7"

Учитель
информатики

да

нет

ГОУ
Республики
Коми "Физикоматематически
й лицейинтернат"

Учитель
информатики

да

нет

Государственн
ое бюджетное
общеобразоват
ельное
учреждение
"Лицейинтернат
"Центр
одаренных
детей"
МБОУ ТР
ООШ №3

Учитель
информатики

нет

Учитель
информатики

МБОУ СОШ
№ 9 г. Бирска
ГБОУ "Школа
№ 2006" г.
Москва

Кузина Ольга
Владимировна

Ляш Анна
Владимировна
Осипова
Светлана
Александровна
Петрова Елена
Юрьевна

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

-

Нет (есть высшее
образование)

да

-

Нет (есть высшее
образование)

да

Нет (есть высшее
образование)

да

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

-

Нет (есть высшее
образование)

да

-

Нет (есть высшее
образование)

да

да

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

-

Нет (есть высшее
образование)

да

нет

да

-

Нет (есть высшее
образование)

да

Учитель
информатики

да

нет

-

Нет (есть высшее
образование)

да

Учитель
информатики

да

нет

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

-

Нет (есть высшее
образование)

да

МФТИ
(аспирантура)
2009-2012
Системный
анализ

Скребков
Василий
Анатольевич
Шашева
Наталья
Сергеевна
Волошина
Гульшат
Мунировна

Бочарова
Ирина
Валериевна
Бурова Ольга
Валерьевна

МОУ КСОШ
"Радуга" село
Красноселькуп
Гимназия
искусств при
Главе
Республики
Коми
Муниципально
е бюджетное
общеобразоват
ельное
учреждение
"Гимназия
№26"
МБОУ "Лицей
№36" (г.
Осинники)
МОУ СОШ
№3 г. Ершова
Саратовской
области

Учитель
информатики

да

нет

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

-

Нет (есть высшее
образование)

да

Педагог
дополнительного
образования

да

нет

-

Нет (есть высшее
образование)

да

Учитель
информатики

нет

да

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

-

Нет (есть высшее
образование)

да

Учитель
информатики

нет

да

-

Нет (есть высшее
образование)

да

да

нет

https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ
https://disk.yande
x.ru/d/KoqvqgpFz
LH-iQ

Учитель
информатики

-

Нет (есть высшее
образование)

да

Рабочая программа с описанием каждого модуля
Модуль (описание)
Модуль 1. Введение в Python
Модуль включает 6 тем. В конце модуля
проводится промежуточная аттестация.
Цели:
знакомство со средой разработки Python,
изучение основных типов данных, команд
ввода-вывода
Задачи:
познакомить с процессом установки
интерпретатора Python;
познакомить со средой разработки и
исполнением кода;
познакомить с функцией print() и
именованными аргументами sep и end;
рассмотреть понятие переменной и
требования к ней;

Тема
Тема 1. Установка языка
Python. Среда разработки

Тема 2. Вывод данных

Содержание
знакомство с процессом установки
интерпретатора Python;
знакомство со средой разработки и
исполнением кода;
организация личного кабинета,
поиск и выкладывание материалов;
знакомство с системой
автоматизированной проверки
задач.
понятие о языке высокого уровня
Python;
структура программы,
функция print()
именованными аргументами sep и
end;
стандарт PEP8

Вид учебных занятий
Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

Объем в ак. ч.

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
2

0
3
2

познакомить с оператором присваивания,
множественным присваиванием;
познакомить с функцией input() и научить
вводить данные с клавиатуры;
показать устройство памяти и ссылок в
Python;
познакомить с представлением целых
чисел в памяти компьютера;
познакомить со встроенными числовыми
типами и строками;
научить использовать арифметические
операции над числами и строками.

Тема 3. Типы данных и
переменные

Тема 4. Арифметика
строк
Тема 5. Арифметика
чисел

Тема 6. Обработка цифр
числа

понятие константы;
понятие переменной и требования к
ней;
оператор присваивания,
множественное присваивание;
функция input(), ввод данных с
клавиатуры;
устройство памяти и ссылок в
Python
представление строк в памяти
компьютера;
арифметические операции над
строками.
представление чисел в памяти
компьютера;
арифметические операции над
числами;
«утиная типизация» в Python
Алгоритм получения цифр nзначного числа

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
2

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
2

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
3

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
3
Объем в
ак. ч.

Модуль 2. Базовые конструкции
Модуль включает 6 тем. В конце модуля
проводится промежуточная аттестация.
Цели:
знакомство с условными логическими
конструкциями языка Python,
итерационными и условными циклами.
Задачи:
познакомить с логическим типом данных;
научить составлять сложные логические
условия с использованием операторов and,
or, not;

Тема 1. Логический тип
данных. Логические
операции. Условный
оператор.
Тема 2. Составные
условия. Каскадный
условный оператор

Теоретические занятия
Практические занятия
ИТОГО: Самостоятельная работа
Аттестация
Всего:
Теоретические занятия
логический тип данных, запись
логических условий на языке
Практические занятия
Python;
Самостоятельная работа
условный оператор;
неполный условный оператор
Теоретические занятия
составление сложных логических
условий с использованием
Практические занятия
операторов and, or, not;
Самостоятельная работа
особенности выполнения сложных
логических условий в Python;
многообразие способов записи
ветвления – каскадное ветвление

Объем в
%

0
18
14

50
39
4
36

0
3
2
0
3
2

познакомить с особенностями «ленивых»
логических выражений в Python;
познакомить с конструкцией «ветвление»;
научить записывать полную и неполную
форму ветвления с помощью условного
оператора;
познакомить с многообразием способов
записи ветвления, каскадным ветвлением;
познакомить с конструкцией «цикл»;
научить записывать цикл с известным
количеством повторений с помощью
оператора for, читать последовательности
с помощью for:
показать назначение и способы
использования переменной цикла внутри
циклической конструкции;
познакомить с разными способами
использования функции range(), с
отрицательным шагом, циклом по строке;
научить записывать цикл с известным
условием продолжения работы с
помощью оператора while и способами
досрочного выхода из цикла;
познакомить с причинами возникновения
бесконечного цикла;
научить обрабатывать
последовательности с помощью циклов

Тема 3. Цикл с
параметром for

Тема 4. Переменная
цикла for

Тема 5. Варианты цикла
for

Тема 6. Цикл while.
Организация
разветвлений в цикле.

синтаксис оператора for,
особенности записи цикла;
чтение последовательности;
итерирование по объектам;
фильтрация;
функция next от iterable-объекта;
функция enumerate
функция range();
переменная цикла;
использование переменной цикла;
изменение переменной;
изменение переменной в цикле;
выражения с числами от 1 до n
разные виды range;
шаг в range;
отрицательный шаг;
использование шага цикла;
цикл по строке
синтаксис оператора while;
операторы досрочного выхода из
цикла continuе, break, pass;
условие после выхода из цикла;
бесконечный цикл;
причины бесконечного цикла;
обработка последовательностей

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
2

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
2

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
3

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
3

Объем в
ак. ч.

Модуль 3. Знакомство с коллекциями
Модуль включает 6 тем. В конце модуля
проводится промежуточная аттестация.
Цели:

Тема 1. Работа со
строками. Индексы,
срезы строк

Теоретические занятия
Практические занятия
ИТОГО: Самостоятельная работа
Аттестация
Всего:
Теоретические занятия
знакомство с типом данных str;
индексация строки, особенности
Практические занятия
индексов, отрицательные индексы;
Самостоятельная работа
срезы строк, срезы с
отрицательными индексами;

Объем в
%

0
18
14

50
39
4
36

0
3
2

познакомить с коллекциями в Python:
строками, списками, кортежами и
приемами работы с ними
Задачи:
рассмотреть такие коллекции, как строки,
списки, кортежи, множества, словари;

Тема 2. Сравнение строк,
методы строк

познакомить со способами их создания и
операциями для работы с ними.

сокращенная запись среза;
первые и последние n символов;
срез с шагом;
разные типы срезов
операции со строками;
сравнение букв;
сравнение слов;
перестановка строк;

Тема 3. Списки. Методы
списков

латинские буквы;
сравнение произвольных символов;
стандарт ASCII, таблица ASCII;
сравнение произвольных строк;
прописные буквы;
сравнение строк с числами;
методы строк: find(), rfind(), count(),
replace()
форматированные строки;
f-строки
структура данных – списки,
особенности данной структуры;
понятие элемента списка, индекса
элемента, значения элемента, срезы;

Тема 4. Списочные
выражения. Кортежи

заполнение списка;
вывод списка;
обработка списка;
последовательный поиск,
сортировка: метод sort(), функция
sorted();
методы списков: append(), index(),
pop(), split(), метод строки join()
способ создания списков: list
comprehension, примеры
использования;
считыванием входных данных;
условия в списочном выражении;
вложенные циклы;
структура данных – кортеж,
примеры кортежей;

Теоретические занятия

0

Практические занятия

3

Самостоятельная работа

2

Теоретические занятия

0

Практические занятия

3

Самостоятельная работа

2

Теоретические занятия

0

Практические занятия

3

Самостоятельная работа

2

кортеж с одним элементом;

Тема 5. Множества

Тема 6. Словари

особенности кортежей, зачем
использовать кортежи вместо
списков;
индексация кортежей, срезы;
операция конкатенация и
умножение на число;
встроенные функции sum(), min(),
max();
методы index(), count()$
перебор кортежей, распаковка;
сортировка кортежей, сравнение;
преобразование кортежей в список
и строку и наоборот
множества в математике: конечные
и бесконечные множества,
равенство множеств, подмножество
и надмножество, пустое множество;
структура данных – множество в
python;
создание множества, пустое
множество;
вывод множества;
дубликаты при создании множеств;
приемы работы с множествами:
функция len(), оператор
принадлежности in, встроенные
функции sum(), min(), max();
методы множеств;
операции над множествами
структура данных – словарь;
отличия словарей от списков;
создание словарей, обращение по
ключу, создание словарей на основе
списков и кортежей;
пустой словарь;
вывод словаря;
особенности словарей;
встроенные функции
len(),sum(),min(),max();
оператор принадлежности in;
перебор словарей;

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
3

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
3

распаковка словаря;
форматированный вывод словарей;
сравнение словарей;
методы keys(), values() и items()
добавление и изменение элементов
в словаре, удаление элементов из
словаря;
методы get(), update(), рop(),
popitem(), clear(), copy()
Объем в
ак. ч.

Модуль 4. Функции
Модуль включает 6 тем. В конце модуля

Тема 1. Функции.
Обязательные параметры.

проводится промежуточная аттестация.
Цели:

Значения функций

познакомить с парадигмами
программирования; научить использовать
функции и их комбинации для решения
сложных задач
Задачи:
познакомить с синтаксисом простых

Тема 2. Функции.
Необязательные
параметры

функций, особенностями возвращаемых
значений и аргументов.
научить использовать анонимную
(лямбда) функцию, а также локальные и
глобальные переменные.
Тема 3. Функции с
переменным числом
аргументов

Тема 4. Функции как

Теоретические занятия
Практические занятия
ИТОГО: Самостоятельная работа
Аттестация
Всего:
синтаксис функции, назначение
Теоретические занятия
функции
Практические занятия
функции без параметров;
функции с параметрами;
Самостоятельная работа
локальные и глобальные
переменные
позиционные, необязательные
аргументы;
именованные аргументы,
целесообразность применения
именованные аргументы;
комбинирование позиционных и
именованных аргументов;
изменяемые типы в качестве
значений по умолчанию
переменное количество аргументов;
передача аргументов в форме
списка и кортежа;
получение и передача именованных
аргументов в виде словаря;
keyword-only аргументы
функции как объекты;

Объем в
%
0

18
14

50
39
4
36

0
3
2

Теоретические занятия

0

Практические занятия

3

Самостоятельная работа

2

Теоретические занятия

0

Практические занятия

3

Самостоятельная работа

2

Теоретические занятия

0

объекты

функции в качестве аргументов
других функций;

Практические занятия

3

Самостоятельная работа

2

Тема 5. Функции
высшего порядка map(),
zip(), filter(), reduce()
Тема 6. Анонимные
функции

встроенные функции, принимающие
функции в качестве аргументов;
функции в качестве возвращаемых
значений других функций
функции высшего порядка;
самописные функции map(),zip(),
filter(), reduce()
модуль operator
определение анонимных функций;
условный оператор в теле
анонимной функции;
передача аргументов в анонимную
функцию;
ограничения анонимных функций

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
3

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа

0
3
3

Объем в
ак. ч.

ИТОГО:

Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа
Аттестация
Всего:

Объем в
%
0

18
14

50
39
4
36

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема и № модуля
Модуль 1. Введение в
Python

Аттестация
Модуль 2. Базовые
конструкции

Тема занятия
Установка языка Python. Среда разработки.
Вывод данных
Типы данных и переменные
Арифметика строк
Арифметика чисел
Обработка цифр числа
Логический тип данных. Лoгические операции. Условный
оператор.
Составные условия.
Каскадный условный оператор.
Цикл с параметром for.
Переменная цикла for.

Количество занятий

Количество часов

3
3
3
3
3
3
3

3
3
3
3
3
3
4
3

Дата
18.09.2023
25.09.2023
02.10.2023
09.10.2023
16.10.2023
23.10.2023
24.10.2023
08.11.2023

3

3

13.11.2023

3
3

3
3

20.11.2023
27.11.2023

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Аттестация
Модуль 3. Знакомство с
коллекциями

Аттестация
Модуль 4. Функции

Варианты цикла for.
Цикл while. Организация разветвлений в цикле.

3
3

Работа со строками. Индексы, срезы строк.
Сравнение строк, методы строк.
Списки. Методы списков.
Списочные выражения. Кортежи.
Множества.
Словари

3
3
3
3
3
3

Функции. Обязательные параметры. Значения функций.
Функции. Необязательные параметры.
Функции с переменным числом аргументов.
Функции как объекты
Функции высшего порядка map(), zip(), filter(), reduce()
Анонимные функции

3
3
3
3
3
3

3
3
4
3
3
3
3
3
3
4
3
3
3
3
3
3
4

Аттестация

04.12.2023
11.12.2023
12.12.2023
15.01.2024
22.01.2024
29.01.2024
05.02.2024
12.02. 2024
19.02. 2024
20.02.2024
11.03.2024
18.03.2024
25.03.2024
01.04.2024
09.04.2024
16.04.2024
17.04.2024

Учебно-методические материалы
Наименование поля
Порядковый номер
модуля
Методы, формы,
технологии

Допустимые
Значение полей
значения полей
строка не менее 10
1
символов
строка не менее 10 Методы обучения:
- практическая
символов
работа под
руководством
учителя;
- самостоятельная
практическая
работа;
- изучение
литературы по теме.
Методы контроля:

Значение полей

Значение полей

Значение полей

2

3

4

Методы обучения:
- практическая
работа под
руководством
учителя;
- самостоятельная
практическая
работа;
- изучение
литературы по теме.
Методы контроля:

Методы обучения:
- практическая работа под
руководством учителя;
- самостоятельная
практическая работа;
- изучение литературы по
теме.
Методы контроля:
- выполнение практических
занятий по темам лекций;
- выполнение задания
промежуточного контроля.

Методы обучения:
- практическая
работа под
руководством
учителя;
- самостоятельная
практическая
работа;
- изучение
литературы по теме.
Методы контроля:

- выполнение
практических
занятий по темам
лекций;
- выполнение
задания
промежуточного
контроля.
Формы организации
учебных занятий:
- вебинар с
элементами
практической
работы и разбора
теоретического
материала.
Формы организации
учебной
деятельности:
- групповая работа;
- индивидуальная
работа.
Дистанционные
образовательные
технологии:
- использование
образовательных
интернет-ресурсов;
- использование
ресурсов, созданных
преподавателем
(ноутбуки для
решения задач по
программированию);
- WEB-консультации
и другие.

- выполнение
практических
занятий по темам
лекций;
- выполнение
задания
промежуточного
контроля.
Формы организации
учебных занятий:
- вебинар с
элементами
практической
работы и разбора
теоретического
материала.
Формы организации
учебной
деятельности:
- групповая работа;
- индивидуальная
работа.
Дистанционные
образовательные
технологии:
- использование
образовательных
интернет-ресурсов;
- использование
ресурсов, созданных
преподавателем
(ноутбуки для
решения задач по
программированию);
- WEB-консультации
и другие.

Формы организации
учебных занятий:
- вебинар с элементами
практической работы и
разбора теоретического
материала.
Формы организации
учебной деятельности:
- групповая работа;
- индивидуальная работа.
Дистанционные
образовательные
технологии:
- использование
образовательных интернетресурсов;
- использование ресурсов,
созданных преподавателем
(ноутбуки для решения
задач по
программированию);
- WEB-консультации и
другие.

- выполнение
практических
занятий по темам
лекций;
- выполнение
задания
промежуточного
контроля.
Формы организации
учебных занятий:
- вебинар с
элементами
практической
работы и разбора
теоретического
материала.
Формы организации
учебной
деятельности:
- групповая работа;
- индивидуальная
работа.
Дистанционные
образовательные
технологии:
- использование
образовательных
интернет-ресурсов;
- использование
ресурсов, созданных
преподавателем
(ноутбуки для
решения задач по
программированию);
- WEB-консультации
и другие.

Методические разработки строка не менее 10 Не предусмотрено
символов
Материалы модуля
строка не менее 10 Примеры тестовых
символов
заданий:
1. Сколько пробелов
в отступе по
стандарту PEP8?
2. Какое значение
возвращает
выражение bool ("0")
3. Что будет
результатом
вычисления
2*2**2*2:
4. Какой формат
вызова функции
print позволит
вывести значение
переменной а=2 в
виде: 2-2-2-2?

Не предусмотрено

Не предусмотрено

Не предусмотрено

Примеры тестовых
заданий:
1. Что выведет
вложенный цикл с
одной переменной:
for i in 'ABC': for i in
'ABC': print(i, end =
"")?
2. Что выдаст
следующий код: s =
"ABCDEFGH": for i
in s: print(i, end = ',')?
3. Сколько раз
выполнится цикл
while: i=10: while i <
10: print()?

Примеры тестовых заданий:
1. Что сделает со списком
mylist код:
sorted(mylist).reverse()?
2. Что сделает с кортежем
mylist код:
sorted(mylist).reverse()?
3. Что выведет фрагмент
кода: s =
"ABCDEFGHIJKL": print(s[1:2:-3])?
4. Сколько элементов в
списке w насчитает
программа: s =
"ABBBAAABBBABBAAB":
w=
s.split("AA"):print(len(w))

Примеры тестовых
заданий:
1. Что выдаст код:
def func1(x, f): return
f(x)
def func2(n): return
n**2
print(func1(3, func2))
2. Что выдаст код:
a = 13
def func(a): a = 666:
return str(a)
func(a): print(a)
3. Что выдаст код:
a = [1,2,3,4,5]
def func(): a.pop(2)
func(): print(a)

Учебная литература

Поляков К. Ю.,
Еремин Е. А.
Информатика.
Углублённый
уровень. Учебник
для 10 класса в 2
частях. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2014.
Информатика и
ИКТ. Задачникпрактикум в 2
частях. Под ред. И.
Г. Семакина и Е. К.
Хеннера. М.:
БИНОМ.

Поляков К. Ю., Еремин Е.
А. Информатика.
Углублённый уровень.
Учебник для 10 класса в 2
частях. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014.
Информатика и ИКТ.
Задачник-практикум в 2
частях. Под ред. И. Г.
Семакина и Е. К. Хеннера.
М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2014.
Задачи по
программированию. Под
ред. С. М. Окулова, М.:

Поляков К. Ю.,
Еремин Е. А.
Информатика.
Углублённый
уровень. Учебник
для 10 класса в 2
частях. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2014.
Информатика и
ИКТ. Задачникпрактикум в 2
частях. Под ред. И.
Г. Семакина и Е. К.
Хеннера. М.:
БИНОМ.

строка не менее 10 Поляков К. Ю.,
символов
Еремин Е. А.
Информатика.
Углублённый
уровень. Учебник
для 10 класса в 2
частях. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2014.
Информатика и
ИКТ. Задачникпрактикум в 2
частях. Под ред. И.
Г. Семакина и Е. К.
Хеннера. М.:
БИНОМ.

Лаборатория знаний,
2014.
Задачи по
программированию.
Под ред. С. М.
Окулова, М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2006.
Окулов С. М.
Основы
программирования.
М.: Бином.
Лаборатория знаний,
2012.
Лутц М. Изучаем
Python. СПб.:
Символ-Плюс, 2011.
Хахаев, И.А.
Практикум по
алгоритмизации и
программированию
на Python: курс /
И.А. Хахаев. -2-е
изд., исправ. Москва:
Национальный
Открытый
Университет
«ИНТУИТ», 2016. 179 с.: ил. Библиогр. в кн.

Лаборатория знаний,
2014.
Задачи по
программированию.
Под ред. С. М.
Окулова, М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2006.
Окулов С. М.
Основы
программирования.
М.: Бином.
Лаборатория знаний,
2012.
Лутц М. Изучаем
Python. СПб.:
Символ-Плюс, 2011.
Хахаев, И.А.
Практикум по
алгоритмизации и
программированию
на Python: курс /
И.А. Хахаев. -2-е
изд., исправ. Москва:
Национальный
Открытый
Университет
«ИНТУИТ», 2016. 179 с.: ил. Библиогр. в кн.

БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2006.
Окулов С. М. Основы
программирования. М.:
Бином. Лаборатория
знаний, 2012.
Лутц М. Изучаем Python.
СПб.: Символ-Плюс, 2011.
Хахаев, И.А. Практикум по
алгоритмизации и
программированию на
Python: курс / И.А. Хахаев. 2-е изд., исправ. - Москва:
Национальный Открытый
Университет «ИНТУИТ»,
2016. - 179 с.: ил. Библиогр. в кн.

Лаборатория знаний,
2014.
Задачи по
программированию.
Под ред. С. М.
Окулова, М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2006.
Окулов С. М.
Основы
программирования.
М.: Бином.
Лаборатория знаний,
2012.
Лутц М. Изучаем
Python. СПб.:
Символ-Плюс, 2011.
Хахаев, И.А.
Практикум по
алгоритмизации и
программированию
на Python: курс /
И.А. Хахаев. -2-е
изд., исправ. Москва:
Национальный
Открытый
Университет
«ИНТУИТ», 2016. 179 с.: ил. Библиогр. в кн.

Материально-технические условия реализации программы
Наименование поля
Порядковый номер
модуля
Наименование
требуемого оборудования

Допустимые
значения полей
строка не менее
10 символов
строка не менее
10 символов

Наименование
требуемого
программного
обеспечения

строка не менее
10 символов

Электронные
информационные
ресурсы
Электронные
образовательные ресурсы

строка не менее
10 символов
строка не менее
10 символов

Значение полей

Значение полей

Значение полей

Значение полей

1

2

3

4

Персональные
компьютеры/ноутбуки,
Visual Studio, доступ в
Интернет
 операционная
система (желательно
Windows);
 браузеры: Yandex
Browser, Chrome,
Chrome Mobile,
Firefox, Opera, Safari,
Mobile Safari, Edge,
Python;
 среда Wing IDE 101
(версии 6 или выше);
 среда PyCharm
Community Edition
Сайт «Python 3 для
начинающих» –
pythonworld.ru
Сайт «Питонтьютор» –
pythontutor.ru

Персональные
компьютеры/ноутбуки,
Visual Studio, доступ в
Интернет
 операционная
система (желательно
Windows);
 браузеры: Yandex
Browser, Chrome,
Chrome Mobile,
Firefox, Opera, Safari,
Mobile Safari, Edge,
Python;
 среда Wing IDE 101
(версии 6 или выше);
 среда PyCharm
Community Edition
Сайт «Python 3 для
начинающих» –
pythonworld.ru
Сайт «Питонтьютор» –
pythontutor.ru

Персональные
компьютеры/ноутбуки,
Visual Studio, доступ в
Интернет
 операционная
система (желательно
Windows);
 браузеры: Yandex
Browser, Chrome,
Chrome Mobile,
Firefox, Opera, Safari,
Mobile Safari, Edge,
Python;
 среда Wing IDE 101
(версии 6 или выше);
 среда PyCharm
Community Edition
Сайт «Python 3 для
начинающих» –
pythonworld.ru
Сайт «Питонтьютор» –
pythontutor.ru

Персональные
компьютеры/ноутбуки,
Visual Studio, доступ в
Интернет
 операционная
система (желательно
Windows);
 браузеры: Yandex
Browser, Chrome,
Chrome Mobile,
Firefox, Opera, Safari,
Mobile Safari, Edge,
Python;
 среда Wing IDE 101
(версии 6 или выше);
 среда PyCharm
Community Edition
Сайт «Python 3 для
начинающих» –
pythonworld.ru
Сайт «Питонтьютор» –
pythontutor.ru

Адреса и координаты
См. пп. 5.3 и 7.3 Заявки (список организаций – сетевых партнеров МФТИ, сканы соглашений)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».