ДО курс ЮИД 1-4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»
Принята на
педагогическом совете
пр.№1 от 31.08.2023

Утверждена
приказом
МБОУ «Гимназия №11»
№ 150 от 31.08. 2023.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юный инспектор движения»

Срок реализации 4 года

Разработана:
Череповой Анной Владимировной
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Выборг
2023
1

I.

Пояснительная записка

Образовательная программа «ЮИД» разработана в рамках Федерального
закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О
безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Программа модифицирована на основе программы «Юный пешеход»: программа
обучения младших школьников правилам дорожного движения / И.Ю. Бондарева.
– Кемерово: ИНТ, 2013.
Пропаганда безопасного дорожного движения и профилактика детского дорожнотранспортного травматизма (ДДТП) остаётся наиболее актуальной и значимой в
настоящее время. Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей
угрожающая. Ежегодно на дорогах Кузбасса травмируется сотни детей, получая увечья.
Одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения
безопасности дорожного движения. (Федеральный закон «О безопасности дорожного
движения» от 10.12.1995г.)
Профилактика ДДТТ предполагает активизацию деятельности образовательных
учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах через
приоритетные направления, а именно: профилактику правонарушений на дорогах и
общественных местах, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма,
детской безнадзорности и беспризорности, а также социальную ориентацию школьников.
Решать это возможно через исполнение здоровье сберегающих инновационных форм
обучения детей в системе основного и дополнительного образования.
Основная цель профилактической работы образовательного учреждения по
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма – создание условий для
эффективной работы системы обучения школьников основам безопасности дорожного
движения.
Цель программы – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
посредством подготовки детей младшего школьного возраста к безопасному участию в
дорожном движении, в условиях улично-дорожной сети.
Задачи:
 обучать детей младшего школьного возраста основам безопасного дорожного
движения;
 воспитывать законопослушных участников дорожного движения, знающих,
уважающих и соблюдающих законы Российской Федерации в области
обеспечения безопасности дорожного движения;
 вырабатывать у школьников способность предвидеть (прогнозировать,
оценивать) посредством практико-ориентированного восприятия окружающей
действительности опасную дорожную ситуацию, принимать адекватные
решения в непрерывно меняющихся условиях дорожного движения;
 подготовить школьника к жизни в условиях интенсивного дорожного
движения.

2

В программу «ЮИД» заложен комплексный, системный подход к обучению
детей младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 11 лет (1-4 класс) Правилам
дорожного движения.
Образовательная программа по дополнительному образованию детей «ЮИД»
направлена на обучение младших школьников в возрасте от 7 до 11 лет (1-4 класс)
Правилам дорожного движения.
Сроки реализации 4 года, с учебной нагрузкой 1 час в неделю, 1 класс – 36 часов в год,
2-4 класс - 37 часов в год.
Формы работы: поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ,
профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях); учебнопознавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и
мн.др.), прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали,
соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.); проведение теоретических и
практических занятий на специализированной учебной территории (автогородок,
автоплощадка).
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; прослушивание
аудиороликов;
Наглядные – рисование, показ иллюстраций, пособий, занятия по прикладному и
техническому творчеству; экскурсия (виртуальная, реальная), просмотр документальных
и учебных фильмов; работа с учебной и специальной литературой, дидактическим
материалом;
Практические – моделирование дорожной ситуации (магнитные доски, стенды по
БДД), выполнение заданий в рабочих тетрадях, изготовление наглядной агитации,
макетов (рисование, аппликация, макетирование); с применением игр: познавательных,
ролевых (ситуативный тренинг, минутки безопасности, устный журнал и др.),
спортивных, познавательных (конкурсы, турниры, олимпиады и др.); решение задач,
тестовых заданий; совместное патрулирование, выставки и мн. др.
Информационные (интерактивное обучение) – электронные образовательные
ресурсы, в.т.ч. ИКТ технологии с использованием мультимедийных компьютерных
тестов, презентаций, компьютерных тестов, сложных программные продукты –
компьютерные игры.

2. Учебно-тематический план
1 года обучения (1 класс)
№

Тема занятий

Количество
часов

Введение. Что такое
безопасность?
1.1

1

Раздел 1. Улица (6 часов)
Разработка схемы маршрута «Мой
2
3

Описание примерного
содержания занятий

вводная диагностика
практическая работа

1.2
1.3
2.1

безопасный путь»
Улица полна неожиданностей
2
познавательные игры
«Посвящение в пешеходы»
2
праздник-викторина
Раздел 2. Дорога (17 часов)
Дорога и её составные части
2
решение тематических
задач на ПК

2.2

Светофор и его сигналы

3

2.3
2.4

Сигналы регулировщика
Дорожные знаки

2
4

2.5
2.6
31

Перекрёстки
4
экскурсия, тест
Где можно и где нельзя играть
2
экскурсия
Раздел 3. Транспорт (11 часов)
Транспорт
2
конкурс рисунков

3.2

Мы пассажиры

2

3.3

Правила дорожного движения для
велосипедистов, роллеров,
скейтбордистов
Итоговое занятие по ПДД
Всего:

7

1
36

экскурсия, практическая
работа
практическое занятие
самостоятельная работа,
викторина, познав. Игры

тест-игра, практическое
занятие

диагностика

2 года обучения (2 класс)
№

Тема занятий

Количество
часов

Описание примерного
содержания занятий

1.1

Введение. Урок безопасности
1
Раздел 1. Улица (11 часов)
Город, в котором мы живём
2

1.2

Правила пешеходов

4

игры на ПК, практические
занятия

1.3

Дорожные знаки для пешеходов и
водителей

3

ролевая игра

1.4

Движение пешеходов
2
практическая работа
индивидуально, группами,
колонной
Раздел 2. Дорога (10 часов)
Дорожная разметка и её
2
тест

2.1

4

диагностика
разработка безопасного
маршрута в школу

характеристика
2.2 Осторожно гололёд
2
экскурсия-наблюдение
2.3 Регулирование дорожного
4
практическая работа на
движения. Сигналы светофора и
учебном перекрёстке
регулировщика
2.4 Движение в жилых зонах и на
2
экскурсия
дворовых территориях
Раздел 3. Транспорт (5 часов)
3.1 Правила движения специальных
2
ситуативные игры
транспортных средств
3.2 Велосипед. Правила безопасной
3
наблюдение, тренинг
езды на велосипеде
Раздел 4. Основы медицинских знаний(5 часа)
4.1 Основы медицинских знаний.
3
диагностика
Движение Красного Креста
4.2 Служба скорой медицинской
2
опрос
помощи
Раздел 4. Пропаганда безопасности дорожного движения (4часа)
5.1 Пропаганда безопасности
4
памятки учащимся
дорожного движения
«Внимание, каникулы!»
Итоговое занятие
1
викторина
Всего:
37

3 года обучения (3 класс)
№

1.1
1.2

2.1

2.2
2.3

3.1
3.2
3.3

Тема занятий

Количество
часов

Описание примерного
содержания занятий

Введение. Моя безопасность
1
диагностика
Раздел 1. Улица (5 часов)
Наш путь в школу и новые
2
практическая работа
маршруты
Дорожная безопасность в
3
решение задач на ПК,
различных погодных и
дискуссия
атмосферных условиях
Раздел 2. Дорога (7 часов)
Деятельность службы ГИБДД по
3
экскурсия, конкурс
обеспечению безопасности
рисунков
дорожного движения
Путешествие в страну дорожных
2
марафон выставка
знаков
Скорость, которую мы выбираем.
2
решение задач, наблюдение
Движение по автомагистралям
Раздел 3. Транспорт (11 часов)
Остановка и стоянка транспортных
2
ролевые игры
средств
Мы пассажиры
2
практическое занятие
Приоритет маршрутных
2
интеллектуальная игра
5

3.4
3.5

4.1
4.2
4.3

5.1

транспортных средств
Перевозка людей и грузов
Мой друг - велосипед

2
3

тест
практические занятия

Раздел 4. Основы медицинских знаний (9 часов)
Аптечка первой помощи 3
наблюдение-опрос, тест на
автомобильная
ПК
Виды повязок. Правила бинтования
3
практические приёмы
Первая медицинская помощь при
3
викторина
ДТП
Раздел 5. Пропаганда безопасного движения (3 часа)
Пропаганда безопасного движения
3
выпуск плакатов по БДД
1
блицтурнир
Итоговое занятие
Всего:
37

4 года обучения (4 класс)
№

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

3.3
3.4

Тема занятий

Количество
часов

Описание примерного
содержания занятий

Введение. Повторение учебного
1
материала по дорожной
безопасности
Раздел 1. Улица (6 часов)
ПДД – залог безопасности
2
пешеходов

диагностика

ДТП с участием детей,
предупреждение ДТП

ролевые игры, проект

4

Раздел 2. Дорога (6 часов)
Принципы приоритетности
4
регулирования дорожного
движения. Светофоры. Сигналы
регулировщика.
Состояние дорог, тормозной путь
2

рисуем город будущего,
ролевые игры

моделируем дорожную
ситуацию, подвижные игры
дорожные «ловушки» - игра

Раздел 3. Транспорт (13 часов)
Допуск транспортных средств к
3
эксплуатации. Государственный
контроль.
Юный автолюбитель. Эволюция
5
познавательные игры,
транспорта
защита проектов, КВН
« Эволюция транспорта»
Движение с уважением
2
акция
Велосипедист в дорожной
3
практические занятия
безопасности
Раздел 4. Основы медицинских знаний (4 часа)
6

4.1
4.2
5.1

Алгоритм действий при ДТП
2
викторина
Первая помощь при ДТП
2
ролевая игра
Пропаганда безопасности дорожного движения (5 часа)
Пропаганда безопасности
5
презентация
дорожного движения
Обобщение знаний. Итоговое
2
диагностика
занятие по курсу ПДД в
начальной школе
Всего:
37

3. Содержание курса
1-й год обучения (36 часов)
Введение (1час.)
Знакомство с учащимися. Формирование коллектива.
Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД».
Вводная диагностика, проверка уровня знаний по правилам дорожного движения.

Раздел 1. Улица (6 часов)
Тема 1.1 Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь» (2 ч.)
Тема 1.2 Улица полна неожиданностей (2 ч.)
История родного города. Карта города: улицы, проспекты, бульвары, площади, парки,
скверы, пешеходные зоны.
Тема 1.3 Праздник-викторина «Посвящение в пешеходы» (2 ч.)
Практические занятия:
Экскурсии, беседы, рисование, лепка, познавательные игры.

Раздел 2. Дорога (17 часов)
Тема 2.1 Дорога и её составные части (2 ч.)
Экскурс в историю – история дорог. Строение дорог. Дороги без покрытия и с
покрытием: бетон, асфальт, булыжник, щебёнка, гравий. Основные элементы дорог в
городе: проезжая часть, полоса движения, разделительная полоса, трамвайные пути,
тротуары, линии тротуаров, газоны.
Тема 2.2 Светофор и его сигналы (3 ч.)
Происхождение слова «светофор» - несущий свет. Где и в каком году появились
светофоры. Виды светофоров: транспортные, пешеходные. Светофоры для
велосипедистов. Пешеходные светофоры. Со звуковым сигналом, вызывной кнопкой, с
электронным табло. Место установки. Назначение светофоров. Значение жёлтого
мигающего сигнала светофора.
Тема 2.3 Сигналы регулировщика (2 ч.)
Сигналы регулировщика..
Тема 2.4 Дорожные знаки (4 ч.)
Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки
особых предписаний. Информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной
информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Временные и постоянные
дорожные знаки. Знаки, запрещающие движение пешеходов. Знаки для пешеходов.
Расположение дорожных знаков на проезжей части.
Тема 2.5 Перекрёстки (4 ч.)
7

Виды перекрёстков: 4-х сторонние, Х-образные, Т-образные, У-образные,
многосторонние. Перекрёсток равнозначных дорог. Регулируемые, нерегулируемые
перекрёстки. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Подземные,
надземные пешеходные переходы. Движение пешеходов через регулируемые и
нерегулируемые перекрёстки. Граница перекрёстка.
Тема 2.6 Где можно и где нельзя играть ( 2 ч.)
Правостороннее движение. Движение пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам,
по обочинам. Элементы пассивной безопасности: фликеры, светоотражающие значки на
одежде, рефлекторы.
Практические занятия:
Экскурсии, игры на ПК, викторины, познавательные игры. Беседы, рисование,
моделирование из бумаги, тесты.

Раздел 3. Транспорт (11 часов)
Тема 3.1 Транспорт (2 ч.)
История отечественного автомобилестроения. Энциклопедия транспорта. Виды
транспорта: автомобильный, водный, железнодорожный. Воздушный, гужевой;
наземный, подземный, подводный.
Тема 3.2 Мы пассажиры (2 ч.)
Пассажирский транспорт: легковые автомобили (личные), мотоцикл, такси;
общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, маршрутное такси,
поезд, электричка. Грузовой транспорт. Специализированные и специальные
транспортные средства, строительные, дорожные машины, транспорт оперативных
служб и др.
Тема 3.3 Правила дорожного движения для велосипедистов, роллеров,
скейтбордистов (7 ч.)
История роликовых коньков, велосипедов, скейтбордов и их виды. Современные стили в
катании: фитнес, фристайл, скоростное катание, хоккей на роликовых коньках,
агрессивное катание. Места для катания. Экипировка. Правила дорожного движения.
Практические занятия:
Рисунки, тест-игра, экскурсии, дидактические и ролевые игры, езда на велосипеде.

Итоговое занятие по ПДД (1 час)
Закрепление тем 1-го года обучения. Итоговая диагностика: решение экзаменационных
задач, тестовых заданий.

2-й год обучения (36 часов)
Введение (1 час)
Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Пожаробезопасность.
Вводная диагностика, проверка уровня знаний обучающихся по правилам дорожного
движения на начало года – тестирование; анализ результатов. Определение режима
работы и расписание занятий.

Раздел 1. Улица (11 часов)
Тема 1.1 Город, в котором мы живём (2 ч.)
Разработка безопасного маршрута в школу и из школы.
Тема 1.2 Правила пешехода (4 ч.)
Работа с термином «пешеход». Освоение правил и знаков, касающихся пешеходов ( 1.8;
1.20; 1.21; 1.23; 3.1; 3.2 и т.д.) Переход улиц и дорог по пешеходным переходам. Переход
проезжей части при отсутствии переходов и светофоров в зоне видимости.
Тема 1.3 Дорожные знаки для пешеходов и водителей (3 ч.)
8

Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки
особых предписаний, информационные знаки, знаки сервис, знаки дополнительной
информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Временные и постоянные
дорожные знаки. Знаки, запрещающие движение пешеходов. Знаки для пешеходов.
Расположение дорожных знаков на проезжей части.
Тема 1.4 Движение пешеходов индивидуально, группами, колонной (2 ч.)
Правостороннее движение. Движение пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам,
по обочинам. Движение организованных пеших колон по проезжей части. Белые,
красные фонари, красные флажки. Движение групп детей.
Практические занятия:
Проекты, игры на ПК, экскурсии, ролевые игры, отработка движения группами и
колонной, бумагопластика.

Раздел 2. Дорога (10 часов)
Тема 2.1 Дорожная разметка и её характеристика (2 ч.)
Как появилась дорожная разметка. Виды, назначение. Горизонтальная дорожная
разметка – устанавливает определённые режимы и порядок движения. Вертикальная
дорожная разметка в виде сочетания чёрных и белых полос показывает их габариты и
служит средством зрительного ориентирования. Постоянная и временная дорожная
разметка. Значение дорожной разметки для пешеходов.
Тема 2.2 Осторожно гололёд (2 ч.)
Беседа, экскурсия-наблюдение.
Тема 2.3 Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и
регулировщика (4 ч.)
Виды светофоров: транспортные, пешеходные. Транспортные: с вертикальным,
горизонтальным расположением сигналов, с дополнительной секцией, реверсивные, для
регулирования движения через железнодорожные пути. Для регулирования движении
трамваев и других маршрутных ТС, для регулирования движения в определённых
направлениях. Сигналы регулировщика. Когда и где появились первые регулировщики.
Жезл. Диск с красным сигналом (световозвращателем).
Тема 2.4 Движение в жилых зонах и на дворовых территориях (2 ч.)
«Жилая зона» - обозначает границы территории, на которой преимуществом движения
по отношению к транспорту пользуются пешеходы. Особенности: наличие школ,
детских садов, медицинские и торговые центры и т.д. «Дворовая территория» - это
пространство между жилыми домами. Особенности: зелёные насаждения, детские
площадки, подъездные дороги к домам. Запрещено: сквозная езда, стоянка с
работающим двигателем, учебная езда. Движение пешеходов в жилой зоне.
Практические занятия:
Экскурсии, наблюдения, ига «Дорожная ловушка», активные игры на свежем воздухе.

Раздел 3. Транспорт (5 часов)
Тема 3.1 Правила движения специальных транспортных средств (2 ч.)
Виды специальных транспортных средств и их отличительные признаки. Проблесковые
маячки синего, красного, жёлтого, оранжевого цвета. Звуковой сигнал. Действия
водителей, пешеходов при приближении специальных транспортных средств с
включённой световой сигнализацией (строительство, ремонт дорог) и звуковой
сигнализацией.
Тема 3.2 Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде (3 ч.)
Из истории велосипеда. Виды велосипедов и их устройство. Правила дорожного
движения для велосипедистов. Движение по велосипедным дорожкам и при их
отсутствии. Знаки, регулирующие движение на велосипеде. Маневрирование.
Практические занятия:
9

ситуативные игры, отработка практических навыков езды на велосипеде.

Раздел 4. Основы медицинских знаний (5 часов)
Тема 4.1 Основы медицинских знаний. Движение Красного Креста (3 ч.)
Международное движение «Красный крест». МККК – Международный комитет
Красного Креста. Состав. Основополагающие принципы Движения. Женевская
Конвенция. Российское общественное движение Красный Крест.
Тема 4.2 Служба скорой медицинской помощи (2 ч.)
Как вызвать скорую помощь. Телефоны экстренного вызова. Персонал скорой помощи.
МЧС. Специальные и специализированные транспортные средства. Опознавательные
знаки ТС.
Практические занятия:
Просмотр документальной хроники «Деятельность Красного креста в годы ВОВ»,
отработка алгоритма действий при экстренном вызове скорой помощи.

Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения (4 часа)
Выпуск памяток учащимся. Выступление агитбригады.

Итоговое занятие (1 час)
Обобщение теоретических и практических знаний по ПДД. Викторина.

3-й год обучения (36 часов)
Введение. Моя безопасность (1 час)
Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД» 3-го года обучения.
Обобщение опыта работы за предыдущие годы. Вводная диагностика, проверка уровня
знаний обучающихся по ПДД на начало года – тестирование; анализ результатов.

Раздел 1. Улица (5 часов)
Тема 1.1 Наш путь в школу и новые маршруты (2 ч.)
Разработка и презентация проекта «Мой безопасный путь в школу»
Тема 1.2 Дорожная безопасность в различных погодных и атмосферных условиях
(3 ч.)
Климатические особенности сезона: яркое солнце, ветер, дождь, снегопад, метель, туман,
оттепели, заморозки, смок. Дорожная обстановка: сужение дорог из-за снега, плохой
обзор, ослепление фарами, блики на асфальте, снежные заносы, не убранный снег,
сугробы, плохая видимость. Возможные транспортные ситуации: затор, занос,
столкновение, увеличение тормозного пути. Необходимо предвидеть опасные ситуации
и избегать воздействия отрицательных факторов.
Практические занятия:
Презентация, дискуссия «Дорожная ловушка», анализ и прогнозирование дорожной
ситуации, просмотр фильма «Виновники ДТП».

Раздел 2. Дорога (7 часов)
Тема 2.1 Деятельность службы ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного
движения (3 ч.)
Экскурс в историю. Как развивалась служба ГАИ-ГИБДД на территории России,
Кемеровской области, г. Кемерово. Службы ГИБДД: служба дорожного надзора,
технический надзор, регистрационно-экзаменационное подразделение, дорожнопатрульная служба, отдел пропаганды.
Тема 2.2 Путешествие в страну дорожных знаков (2 ч.)
Повторение учебного материала. Дорожные знаки.
Тема 2.3 Скорость, которую мы выбираем. Движение по автомагистралям (2 ч.)
Знаки, регламентирующие максимальный, минимальный, рекомендуемый скоростной
режим. Тип транспортных средств и скоростной режим установленных ПДД. Скорость в
10

условиях интенсивности дорожного движения. Выбор скоростного режима при
различных погодных условиях, дорожных покрытиях. Движения в населённых пунктах.
Движение вне населённого пункта. Движение по автомагистрали. Тормозной путь.
Практические занятия:
Посещение музея ГИБДД, конкурс рисунков, аппликация, прогнозирование дорожной
ситуации, наблюдение в реальной дорожной обстановке, расчёт скорости движения и
тормозного пути.

Раздел 3. Транспорт (11 часов)
Тема 3.1 Остановка и стоянка транспортных средств (2 ч.)
Основные понятия: «остановка», «стоянка», «служебная остановка», «вынужденная
остановка». Выбор места для остановки и стоянки. Знаки регламентирующие остановку
и стоянку. Жёлтые линии разметки, запрещающие остановку и стоянку. Специально
оборудованные стоянки.
Тема 3.2 Мы пассажиры (2 ч.)
Посадка и высадка пассажиров общественном транспорте. Правила поведения на
посадочных площадках и в транспорте.
Тема 3.3 Приоритет маршрутных транспортных средств (2 ч.)
Приоритеты движения маршрутных транспортных средств. Знаки, запрещающие
движение и остановку ТС на специально обозначенной полосе. Линии разметки,
отделяющие полосы движения маршрутных ТС.
Тема 3.4 Перевозка людей и грузов (2 ч.)
Допуск водителей к перевозке людей. Категории «С, Д». Условия перевозки людей в
кузове грузового автомобиля. Пассажирский транспорт, осуществляющий перевоз
пассажиров на дальнее расстояние. Инструктаж пассажиров. Организованная перевозка
детей. Посадка и высадка пассажиров. Перевозка детей до 12-летнего возраста.
Специальные кресла, ремни безопасности.
Тема 3.5 Мой друг – велосипед (3 ч.)
Велосипед: вчера, сегодня, завтра. Кто изобрёл велосипед? Виды велосипедов: детские,
подростковые, женские, мужские, гоночные, туристические, скоростные, МТВ (горные),
спортивные, гибрид. Велосипедист – водитель транспортного средства. Техническая
эксплуатация и ремонт велосипедов. Подготовка велосипеда к безопасному движению
по дороге. Знаки, регламентирующие движение велосипедистов. Скорость движения
велосипеда. Торможение. Когда велосипедист становится пешеходом. Специальная
экипировка велосипедистов.
Практические занятия:
Игры на ПК, ролевые игры, рисуем дорогу, решение тематических задач, экскурсии,
занятия в «Автогородке»

Раздел 4. Основы медицинских знаний (9 часов)
Тема 4.1 Аптечка первой помощи – автомобильная (3 ч.)
Автомобильная аптечка первой помощи ФЭСТ (утверждена Пр. №325
Минздравмедпрома, от 20.08.1996г.; в ред. Пр. Минздрава от 01.04.2002г. №106). Состав
автомобильной аптечки. Условия хранения. Назначение медицинских препаратов и
средств. Применение средств, входящих в автомобильную аптечку при ДТП. Травмы,
повреждения, опасности связанные с автомобилем.
Тема 4.2 Виды повязок. Правила бинтования (3 ч.)
Виды повязок, способы и цели их наложения. Типы повязок: мягкие, твёрдые. Мягкие –
клеевые, лейкопластырные, косыночные, плащевидные, бинтовые, сетчатые. Твёрдые –
шинные, гипсовые, крахмальные. Виды повязок: простые (контурные), давящие,
иммобилизирующие, окклюзионные, корригирующие, круговые, циркулярные.
Тема 4.3 Первая медицинская помощь при ДТП (3 ч.)
11

Основы знаний по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (при
кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).
Практические занятия:
Упражнения по визуальному распознаванию препаратов, тесты по ПК, подготовка
перевязочного материала к оказанию доврачебной помощи, наложение повязок,
викторина.

Тема 5. Пропаганда безопасного движения (3 часа)
Выпуск плакатов по БДД. Выступление агитбригады.

Итоговое занятие (1 час)
Блицтурнир. Диагностика тест-опрос.

4-й год обучения (36 ч.)
Введение. Повторение учебного материала по дорожной безопасности
(1 час)
Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Пожаробезопасность. Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД» 4го года обучения. Обобщение опыта работы, ведение летописи. Вводная диагностика.

Раздел 1. Улица (6 часов)
Тема 1.1 ПДД – залог безопасности пешеходов (2 ч.)
Ответственность пешеходов. Дисциплинированное, осторожное и безопасное поведение
на улице. Обобщение знаний по ПДД.
Тема 1.2 ДТП с участием детей, предупреждение ДТП (4 ч.)
Виды ДТП и их последствия. Что такое ДТП. Виды: столкновение, наезд на препятствие,
наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство,
наезд на животных. Причины ДТП. Статистика ДТП – общая, детский дорожнотранспортный травматизм. Характеристика происшествий. Виды происшествий: лобовое
столкновение, удар в бок автомобиля, резкое торможение, удар автомобиля сзади,
переворачивание автомобиля, столкновение автомобиля с пешеходами. Средства
безопасности и профилактики ДТП. Ремни безопасности (жёсткие, инертные).
Подголовники, подушки безопасности. Детские удерживающие устройства.
Практические занятия:
Рисование, ролевые игры, создание проекта, экскурсии.

Раздел 2. Дорога (6 часов)
Тема 2.1 Принципы приоритетности регулирования дорожного движения.
Светофоры. Сигналы регулировщика (4 ч.)
Обгон, перестроение, встречный разъезд транспортных средств. Выбор скоростного
режима движения. Специальные опознавательные сигналы ТС. Движение транспорта
через перекрёстки. Движение по дорогам с трамвайными путями. Движение через
железнодорожный переезд. Знаки, дорожная разметка. Принципы приоритетности
регулирования дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Пешеход в
дорожном движении.
Тема 2.2 Состояние дорог, тормозной путь (2 ч.)
Виды дорожного покрытия, состояние дорог. Государственный контроль за техническим
состоянием дорог. Выбор скоростного режима движения. Тормозной путь. Что влияет на
увеличение и уменьшение тормозного пути. Расчёт тормозного пути. Основные понятия:
«остановочный путь», «тормозной путь», «время реакции водителя», «занос», «водяной
клин».
Практические занятия:
12

Моделируем дорожную ситуацию, подвижные игры, экскурсии.

Раздел 3. Транспорт (13 часов)
Тема 3.1 Допуск транспортных средств к эксплуатации. Государственный контроль
(3 ч.)
Государственный контроль за техническим состоянием транспортного средства,
исправностью и безопасность при эксплуатации осуществляет служба технического
надзора ГИБДД – «Центр Государственного технического осмотра и регистрации
транспорта» Кемеровской области. Автохозяйство №2. Условия допуска велосипеда к
эксплуатации: исправные тормоза, руль, звуковой сигнал, элементы пассивной
безопасности катафоты, световозвращатели, фонарь красного, белого цвета.
Тема 3.2 Юный автолюбитель. Эволюция транспорта (5 ч.)
Автосалон «История одного автомобиля». Современный мототранспорт. Экстремальные
виды спорта: авторалли, мотогонки, велотриал, спидвей, гонки на выживание, картинги,
«Формула 1». Суперлёгкие мотоциклы, мопеды, мотовездеходы (квадроциклы),
снегоходы. Скоростные велосипеды, спортивные велосипеды «тандем». Экипировка.
Строение автомобиля. Техническая характеристика. Правила вождения.
Тема 3.3 Движение с уважением (2 ч.)
Выпуск наглядной агитации по дорожной безопасности листовок, памяток.
Тема 3.4 Велосипедист в дорожной безопасности (3 ч.)
Знаки, регламентирующие движение велосипедистов. Проезд перекрёстков:
регулируемых,
нерегулируемых.
Одиночное движение,
движение колонны
велосипедистов, движение группами. Движение велосипедистов по велосипедным
дорожкам. Звуковые сигналы. Предупреждающие сигналы – поворот на лево, на право,
стоп (левой, правой рукой). Запрещённые манёвры в движении водителей велосипедов,
мопедов (велосипед с подвесным двигателем). Перевоз груза и пассажиров.
Практические занятия:
Экскурсии, наблюдения, познавательные игры, защита проектов, викторины, акции,
отработка навыков безопасной езды на велосипеде.

Раздел 4. Основы медицинских знаний (4 часа)
Тема 4.1 Алгоритм действий при ДТП (2 ч.)
Виды, причины, последствия ДТП. Виды травм. Первые неотложные действия на месте
аварии. Извлечение пострадавших из повреждённого автомобиля. Диагностика
состояния здоровья пострадавшего: схема ПО – ПП – ВО. Состав автомобильной
аптечки.
Тема 4.2 Первая помощь при ДТП (2 ч.)
Строение опорно-двигательного аппарата (скелет, кости, мышцы, суставы и др.).
Типичные травмы: переломы, вывихи, ушибы, растяжения, переломы, ожоги. Первая
помощь при ДТП. Алгоритм действий при ДТП.
Практические занятия:
Решение теоретических задач, отработка приёмов оказания первой доврачебной помощи,
ролевые игры.

Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения (5 часов)
Выступление агитбригады. Выпуск наглядной агитации. Презентация проектов (фото-,
видеорепортажи).

Обобщение знаний. Итоговое занятие по курсу ПДД в начальной школе
(2 часа)
Обобщение знаний. Подведение итогов. Диагностика тест-опрос.

13

4. Методическое обеспечение и
литература.
№

1. Демонстрационный материал
Название ресурса

Характеристика ресурса

1

Комплект. Безопасность на улицах и дорогах.
Комплект состоит из 12 плакатов

Бумага

2

Набор дорожных знаков

Картон ламинированный

3

Подборка плакатов по ПДД для младшего
школьного возраста «Палочка-выручалочка».
Комплект состоит из 16 плакатов

Бумага

2. Документальный фонд
№

Учебная литература

1

Дорожный саквояж - словарь дорожных понятий и терминов, Кемерово 2006г.

2

Подборка газет «Добрая Дорога Детства (ДДД). Всероссийская газета.

3

Правила дорожного движения РФ по состоянию на 2013г., издательство
«Норматика», 2013г.

4

Правила Дорожного Движения, учебное пособие для 1 класса, Москва
«Просвещение, 1988г.

5

Правила Дорожного Движения, учебное пособие для 2 класса, Москва
«Просвещение, 1988г

6

Правила Дорожного Движения, учебное пособие для 3 класса, Москва
«Просвещение, 1988г

7

Правила поведения на железной дороге, Новосибирск ООО «АРГО», 2005г.

8

Рабочая тетрадь по ПДД для 1 класса, издательство «Колан» и «Сократ», 1997г.

9

Рабочая тетрадь по ПДД для 2 класса, издательство «Колан» и «Сократ», 1997г.

10

Рабочая тетрадь по ПДД для 3 класса, издательство «Колан» и «Сократ», 1997г.

11

Рабочая тетрадь по ПДД для 4 класса, издательство «Колан» и «Сократ», 1997г.

12

Сборник песен «Звени ЮИДовская песня» 35-летию отрядов ЮИД России
посвящается, г. Кемерово, 2008г.

14

13

Читайте детям! (стихи, рассказы, загадки по ПДД), г. Кемерово, 2006г.
Методическая литература

14

Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу, Москва
«ВАКО», 2006г.

15

Красный, жёлтый, зелёный. ПДД во внеклассной работе, Ростов на Дону ООО
Феникс, 2006г

16

ПДД в начальной школе, конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД,
работа с родителями, Ростов на Дону ООО Феникс, 2013г

17

Правила Дорожного движения для детей, Москва АСТ и Минск «Харвест»,
2006г.

18

Правила дорожного движения для начальной школы. Сценарии, конкурсы,
ребусы и шарады, Ростов на Дону ООО Феникс, 2008г

19

Правила дорожные знать каждому положено, Сибирское университетское
издательство, 2008г.

20

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и
средней школе, Волгоград издательство «Учитель, 2008г.

21

«Ребёнок и дорога» Методическое пособие для педагогов детских дошкольных и
образовательных учреждений, Томск издательство НТЛ, 2006г

№

3. Видеоматериал
Название ресурса

1

Характеристика
ресурса

Носитель

Азбука безопасности на дороге.

Видео уроки из цикла
«Уроки тётушки Совы»

DVD

2

Азбука безопасности. Смешарики
на дороге.

- 19 серий

DVD

3

По жизни с ЮИД

Фильм к 35-летию
отрядов Юид Кемерово

DVD

4

Юный пешеход

Электронный учебнометодический комплекс

DVD

№

4. Компьютерные программы
Название ресурса

Характеристика

Носитель

15

ресурса
1

Внеклассная работа по ПДД

Видео игры

1

5. Цифровые ресурсы:
Википедия: Свободная энциклопедия (Электронный ресурс).Электронные
данные. – URL: https://ru.wikipedia.org

2

Правила дорожного движения для детей и родителей http://scshurma.narod.ru/

3

Сайт «Безопасность детей на дорогах» http://www.bdd.mosuzedu.ru/

4

Сайты по ПДД http://perekrestok.ucoz.com/

№

6. Дидактический материал (игры, пособия)
Название ресурса
Характеристика ресурса

1

Азбука безопасности

Настольная игра для изучения
правил дорожного движения

Картон

2

Говорящие знаки

Настольная игра для изучения
правил дорожного движения

Картон

3

Детское Домино. Знаки

Домино на тему дорожных
знаков

Картон

4

Жезл для регулирования
дорожного движения

Жезл

5

Свисток для регулирования
дорожного движения

Свисток

6

Сигналы светофора

Круги

DVD

Носитель

Картон
ламинированный

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».