МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №11» РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ "Гимназия №11" Протокол от 29.08.2024 г. №1 СОГЛАСОВАНО Управляющим советом МБОУ «Гимназия №11» Протокол №5 от 26.08.2024 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ "Гимназия №11" № 176 от 02.09.2024 ВЫПИСКА ИЗ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования на 2024 – 2025 учебный год Выборг 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Учебный план начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №11» (далее – учебный план) для 1- 4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №11», разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно- эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №11» начинается 01.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебные недели. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №11» языком обучения является русский язык. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года. 1.1. РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ. В МБОУ «Гимназия №11» реализуется общеобразовательная программа начального общего образования для I класса (нормативный срок освоения 1 год) и общеобразовательная программа начального общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по английскому языку для II – IV классов (нормативный срок освоения 3 года). 1.2. РЕЖИМ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, и расписанием занятий, которые разработаны и утверждены в МБОУ «Гимназия №11». Режим функционирования установлен в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 и 1.2.3685-21 к общеобразовательному процессу: ОУ функционирует с 8.00 до 20.00, кроме выходных и праздничных дней. • Вход в школу с 08.00. Учебные занятия в школе начинаются в 08.30 утра. • Обучение осуществляется в одну смену. • Проведение «нулевых» уроков в образовательном учреждении не допускается. • В 2024-2025 учебном году в школе открыто 5 групп продлённого дня. Режим работы ГПД: понедельник – пятница с 12-00 до 18-00. • Вторник – единый день совещаний педагогического коллектива. • Четверг - единый день проведения методических мероприятий. 1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. В соответствии с ФГОС НОО количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3190 часов. В МБОУ «Гимназия №11» количество часов за 4 учебных года составляет 3039 часов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1-х классов – не превышает 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков (урок физической культуры). - для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 – 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. В целях реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования осуществляется деление классов на две группы при проведении учебных занятий по «Иностранному языку (английский)» (2-4 классы), на группы по изучению модулей «ОРКСЭ» (4 классы) вне зависимости от наполняемости групп. 1.4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЁМУ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ: Согласно СанПиН 1.2.3685-21 объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): • в I классах – 1 ч. (рекомендательный характер); • во II-III классах – 1,5 ч.; • в IV – 2 ч. 1.5. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Для обучающихся I-IV классов наиболее трудные предметы проводить на 2-3 уроках. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) не должна превышать 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см. В течение учебного дня не более одной контрольной работы. Контрольные работы проводить на 2-4 уроках. При проведении итоговой промежуточной аттестации не допускается проведение более одной работы в день. 1.5.1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ: Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом: сентябрь – октябрь – по 3 урока в день по 35 минут каждый; ноябрь – декабрь – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4-5 уроков по 40 минут каждый; В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, урокитеатрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения). • в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; • для посещающих группу по присмотру и уходу необходима организация игр и прогулок; • обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и обязательных домашних заданий; • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. 1.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В школе – 5 групп по присмотру и уходу для учащихся I-II классов по 25 человек. Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы, в ОУ осуществляется организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах по присмотру и уходу является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры), а после самоподготовки – участие в мероприятиях эмоционального характера(занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия). В режиме дня предусматривается: питание, прогулка, самоподготовка, внеурочная деятельность и проведение занятий в рамках школьных объединений дополнительного образования. Основная часть этого времени отводится на нахождение обучающихся на свежем воздухе. Предусмотрена прогулка длительностью не менее 1 часа после обеда. Прогулка сопровождается спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В теплое время года рекомендуется организовать занятия волейболом, футболом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой. Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения. Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа является пришкольный участок. Самоподготовка начинается с 16 часов. Продолжительность самоподготовки: во II классах-1,5 ч. 1.7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (оценивание по четвертям) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная аттестация проходит в соответствии с планом проведения промежуточной аттестации на 2024-2025 учебный год, утверждается ежегодно в августе на педагогическом совете перед началом учебного года. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №11». Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) осуществляется в рамках изучения каждого предмета. Промежуточная аттестация в 2024-2025 учебном году проводится в следующих формах: Класс 1 аб 2 абв Предмет Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Русский язык Формы аттестации Итоговая контрольная работа за год Итоговая диагностическая работа Итоговая контрольная работа за год Итоговое тестирование Итоговое тестирование Проект Проект Проект Итоговая контрольная работа за год 3 аб 4 абв Литературное чтение Английский язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Русский язык Литературное чтение Английский язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Русский язык Литературное чтение Английский язык Математика Окружающий мир ОРКСЭ Музыка Изобразительное искусство Физическая культура Технология Итоговая диагностическая работа Итоговое тестирование Итоговая контрольная работа за год Итоговое тестирование Итоговое тестирование Проект Проект Проект Итоговая контрольная работа за год Итоговая диагностическая работа Итоговое тестирование Итоговая контрольная работа за год Итоговое тестирование Итоговое тестирование Проект Проект Проект Всероссийская проверочная работа Итоговая диагностическая работа Итоговое тестирование Всероссийская проверочная работа Всероссийская проверочная работа Зачётная работа Итоговое тестирование Проект Проект Проект Учебный план «ступенчатого» режима обучения первоклассников МБОУ «Гимназия №11» на 2024-2025 уч.г. Предметная область Учебные предметы (модули) Обязательная область Русский язык и литературное чтение Форма промежуточной аттестации (1класс) 1 классы – количество часов в неделю Сентябрьоктябрь,8не д. Ноябрьдекабрь 8 нед январь– май,17 нед. Всего за год, 33нед. 5/40 4/32 5/85 4/68 15/165 12/132 Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) 5/40 4/32 Математика и информатика Математика 2/16 4/32 4/68 10/116 - Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир 2/16 2/16 2/34 6/66 - Искусство Музыка Изобразительно е искусство - 1/8 1/8 1/17 1/17 2/25 2/25 - Труд (технология) Физическая культура Труд (технология) Физическая культура - 1/8 1/17 2/25 - 2/16 2/16 2/34 6/66 - Итого 15/120 20/160 20/340 55/620 - Часть, формируемая участниками образовательных отношений Сентябрьоктябрь Ноябрьдекабрь Январьмай Всего за год - - - - - - Физическая культура - - 1/17 1/17 итого - всего Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной рабочей неделе) 15\120 15 20/160 20 21/357 21 637 Иностранные языки - - - - - Английский язык Учебный план НОО 2024-2025 уч.г. Предметная область Учебный предмет Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Труд (технология) Физическая культура Итого Количество часов в неделю 1а 1б 2а 2б 2в 3а 3б 4а Обязательная часть 4 4 4 4 4 4 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 Разговоры о важном Проектная деятельность Математическая вертикаль (логика) Робототехника Олимпик + Информатик + Секреты русского языка Музеи Выборга и Санкт-Петербурга Спортивные игры Моя информационная безопасность Орлята России Трудовичок 4в 4 3 4 3 0 0 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 19 19 19 1 1 1 1 0 4 23 34 782 1 1 1 1 0 4 23 34 782 1 1 1 1 0 4 23 34 782 17 17 19 19 19 19 19 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Русский язык 1 1 1 1 1 1 1 Литературное чтение 1 1 1 1 1 1 1 Иностранный язык (английский) 0 0 1 1 1 1 1 Математика 1 1 1 1 1 1 1 Физическая культура 1 1 0 0 0 0 0 Итого 4 4 4 4 4 4 4 ИТОГО недельная нагрузка 21 21 23 23 23 23 23 Количество учебных недель 33 33 34 34 34 34 34 Всего часов в год 693 693 782 782 782 782 782 Учебные курсы 4б План внеурочной деятельности НОО 2024-2025 уч.г. Количество часов в неделю 1а 1б 2а 2б 2в 3а 3б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4а 1 1 4б 1 1 4в 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 Спортивные игры ИТОГО недельная нагрузка 1 9 1 9 1 10 1 9 1 9 1 8 1 9 0 10 1 9 1 10 В случае необходимости предусматривается реализация учебного плана с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; для каждого класса устанавливается собственное время начала уроков и перемен. Данный учебный план, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, рассмотрен и принят на педагогическом совете №1 от 29.08.2024 г.