РП Физ-ра 6 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
МО Выборгский район
МБОУ "Гимназия № 11"
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ "Гимназия №11"
Моисеева Н.А.______________
Приказ № от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмета
«Физическая культура»
для 6 класса начального общего образования на
2022-2023 учебный год

Составитель Никифоренко Игорь Юрьевич
учитель физической культуры
Выборг 202

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
«Физическая культура»
Цели изучения учебного предмета
«Физическая культура»
Место учебного предмета «Физическая культура»
в учебном плане
Содержание учебного предмета
«Физическая культура»
6 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне
основного общего образования
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
6 класс
Тематическое планирование
6 класс (68 ч)
Примерная рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 5—9 классов
общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную конкретизацию
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего среднего
образования и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
При создании Примерной рабочей программы учитывались потребности современного
российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном
активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать
ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
В Примерной рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии
современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности
образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к
совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик и технологий в
учебно-воспитательный процесс.
В своей социально-ценностной ориентации Примерная рабочая программа сохраняет исторически
сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки
учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных
и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств.
Программа обеспечивает преемственность с Примерной рабочей программой начального среднего
общего образования, предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению
нормативов «Президентских состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
ГТО».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В Примерной рабочей
программе для 5—9 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием
устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании
ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях
двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность Примерной рабочей программы определяется вектором развития
физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, являющихся
основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов.
Существенным достижением данной ориентации является приобретение школьниками знаний и
умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной физической культурой, возможностью познания своих физических спосбностей и
их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение Примерной рабочей программы заключается в содействии активной
социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и
российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и
современному развитию. В число практических результатов данного направления входит
фор­мирование
положительных
навыков
и
умений
в
общении
и
взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной
учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов
образования в основной школе является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение
единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи
становится возможной на основе содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным
(знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и
мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно
значимого смысла, содержание Примерной рабочей программы представляется системой модулей,
которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая
атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание.
Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта.
Инвариантные и вариативные модули Примерной рабочей программы могут быть реализованы в
форме сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования, на
спортивных площадках и залах, находящихся в муниципальной и региональной собственности 1.
Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии должных условий
допускается заменять инвариантный модуль «Лыжные гонки» углублённым освоением содержания
других инвариантных модулей («Лёгкая атлетика», «Гимнастика», «Плавание» и «Спортивные
игры»). В свою очередь, модуль «Плавание», вводится в учебный процесс при наличии
соответствующих условий и материальной базы по решению муниципальных органов управления
образованием. Данный модуль, также как и модуль «Лыжные гонки», может быть заменён
углублённым изучением материала других инвариантных модулей
Вариативные модули объединены в Примерной рабочей программе модулем «Спорт», содержание
которого разрабатывается образовательной организацией на основе Примерных модульных
программ по физической культуре для общеобразовательных организаций, рекомендуемых
Министерством просвещения Российской Федерации. Основной содержательной направленностью
вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в
1

Письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-13 74/19 и Письмо Минспорттуризма России от 13
сентября
2010
г.
№ ЮН-02-09/4912. «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве
межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной
работы».

соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации,
модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания
базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных
систем. В настоящей Примерной рабочей программе в помощь учителям физической культуры в
рамках данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки».
Содержание Примерной рабочей программы изложено по годам обучения, где для каждого класса
предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором раскрывается вклад предмета в
формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, соответствующих
возможностям и особенностям школьников данного возраста. Личностные достижения
непосредственно связаны с конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его
раскрытия.
Содержание рабочей программы, раскрытие личностных и метапредметных результатов
обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают
ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают её значение для формирования
готовности учащихся к дальнейшему образованию в системе среднего полного или среднего
профессионального образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в
основной школе составляет 510 часов (три часа в неделю в каждом классе). На модульный блок
«Базовая физическая подготовка» отводится 150 часов из общего объёма (один час в неделю в
каждом классе).
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» следует учитывать, что
вариативные модули (не менее 1 часа в неделю с 5 по 9 класс) могут быть реализованы во
внеурочной деятельности, в том числе в форме сетевого взаимодействия с организациями системы
дополнительного образования детей.
При подготовке Примерной рабочей программы учитывались личностные и метапредметные
результаты, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования и в «Универсальном кодификаторе элементов содержания и
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
6 КЛАСС
Знания о физической культуре. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения в
современном мире; роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Девиз, символика и
ритуалы современных Олимпийских игр. История организации и проведения первых Олимпийских
игр современности; первые олимпийские чемпионы.
Способы самостоятельной деятельности. Ведение дневника физической культуры. Физическая
подготовка и её влияние на развитие систем организма, связь с укреплением здоровья; физическая
подготовленность как результат физической подготовки.
Правила и способы самостоятельного развития физических качеств. Способы определения
индивидуальной физической нагрузки. Правила проведения измерительных процедур по оценке
физической подготовленности. Правила техники выполнения тестовых заданий и способы
регистрации их результатов.
Правила и способы составления плана самостоятельных занятий физической подготовкой.
Физическое
совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Правила
самостоятельного закаливания организма с помощью воздушных и солнечных ванн, купания в
естественных водоёмах. Правила техники безопасности и гигиены мест занятий физическими
упражнениями.
Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции телосложения с использованием
дополнительных отягощений; упражнения для профилактики нарушения зрения во время учебных
занятий и работы за компьютером; упражнения для физкультпауз, направленных на поддержание
оптимальной работоспособности мышц опорно-двигательного аппарата в режиме учебной
деятельности.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Гимнастика». Акробатическая комбинация из
общеразвивающих и сложно координированных упражнений, стоек и кувырков, ранее разученных
акробатических упражнений.
Комбинация из стилизованных общеразвивающих упражнений и сложно-координированных
упражнений ритмической гимнастики, разнообразных движений руками и ногами с разной
амплитудой и траекторией, танцевальными движениями из ранее разученных танцев (девочки).
Опорные прыжки через гимнастического козла с разбега способом «согнув ноги» (мальчики) и
способом «ноги врозь» (девочки).
Гимнастические комбинации на низком гимнастическом бревне с использованием стилизованных
общеразвивающих и сложно-координированных упражнений, передвижений шагом и лёгким бегом,
поворотами с разнообразными движениями рук и ног, удержанием статических поз (девочки).
Упражнения на невысокой гимнастической перекладине: висы; упор ноги врозь; перемах вперёд и
обратно (мальчики).
Лазанье по канату в три приёма (мальчики).
Модуль «Лёгкая атлетика». Старт с опорой на одну руку и последующим ускорением; спринтерский
и гладкий равномерный бег по учебной дистанции; ранее разученные беговые упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; ранее разученные
прыжковые упражнения в длину и высоту; напрыгивание и спрыгивание.
Метание малого (теннисного) мяча в подвижную (раскачивающуюся) мишень.
Модуль «Зимние виды спорта». Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом;
преодоление небольших трамплинов при спуске с пологого склона в низкой стойке; ранее
разученные упражнения лыжной подготовки; передвижения по учебной дистанции, повороты,
спуски, торможение.
Модуль «Спортивные игры». Баскетбол. Технические действия игрока без мяча: передвижение в
стойке баскетболиста; прыжки вверх толчком одной ногой и приземлением на другую ногу;
остановка двумя шагами и прыжком.
Упражнения с мячом: ранее разученные упражнения в ведении мяча в разных направлениях и по
разной траектории, на передачу и броски мяча в корзину.
Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием разученных технических
приёмов.
Волейбол. Приём и передача мяча двумя руками снизу в разные зоны площадки команды
соперника. Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием разученных
технических приёмов в подаче мяча, его приёме и передаче двумя руками снизу и сверху.
Футбол. Удары по катящемуся мячу с разбега. Правила игры и игровая деятельность по правилам с
использованием разученных технических приёмов в остановке и передаче мяча, его ведении и
обводке.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических упражнений,
упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий спортивных игр.

МОДУЛЬ «СПОРТ». ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ
КОМПЛЕКСА ГТО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ, ВИДОВ СПОРТА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА, КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИХ ИГР.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской
Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований,
уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при
организации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом,
оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий
физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила

техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и
телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе
научных представлений о закономерностях физического развития и физической
подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его
укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного
влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические
мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению
организма
после
значительны
умственных
и
физичес­ких нагрузок;
готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом,
проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов,
противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении
учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой,
планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и
потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и
спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической
деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и современных
Олимпийских игр, выявлять их общность и различия;
осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского
движения, приводить примеры её гуманистической направленности;
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных
качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек;
характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое
предназначение в сохранении и укреплении здоровья; руководствоваться требованиями техники
безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями
показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять
причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по
профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств,
состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического
упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий
физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых
площадках и правилами предупреждения травматизма.

Универсальные коммуникативные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах
техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных
занятий физической и технической подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными
возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и
регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы
движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать последовательность решения

задач обучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным
образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений
другими учащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать
способы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения,
рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их
появления, выяснять способы их устранения.

Универсальные учебные регулятивные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной
функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние
организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и
функциональных проб;
составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно
разучивать сложно-координированные упражнения на спортивных снарядах;
активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на
указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций,
признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют
при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам
игроков своей команды и команды соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от
характера и признаков полученной травмы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 класс
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
характеризовать Олимпийские игры современности как международное культурное явление, роль
Пьера де Кубертена в их историческом возрождении; обсуждать историю возникновения девиза,
символики и ритуалов Игр;
измерять индивидуальные показатели физических качеств, определять их соответствие возрастным
нормам и подбирать упражнения для их направленного развития;
контролировать режимы физической нагрузки по частоте пульса и степени утомления организма по
внешним признакам во время самостоятельных занятий физической подготовкой;
готовить места для самостоятельных занятий физической культурой и спортом в соответствии с
правилами техники безопасности и гигиеническими требованиями;
отбирать упражнения оздоровительной физической культуры и составлять из них комплексы
физкультминуток и физкультпауз для оптимизации работоспособности и снятия мышечного
утомления в режиме учебной деятельности;
составлять и выполнять акробатические комбинации из разученных упражнений, наблюдать и
анализировать выполнение другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы
устранения;
выполнять лазанье по канату в три приёма (мальчики), составлять и выполнять комбинацию на
низком бревне из стилизованных общеразвивающих и сложно-координированных упражнений
(девочки);
выполнять беговые упражнения с максимальным ускорением, использовать их в самостоятельных
занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей выносливости;
выполнять прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», наблюдать и анализировать его
выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным образцом, выявлять ошибки и предлагать
способы устранения;
выполнять передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом, наблюдать и
анализировать его выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным образцом, выявлять
ошибки и предлагать способы устранения (для бесснежных районов — имитация передвижения);
выполнять правила и демонстрировать технические действия в спортивных играх:
баскетбол (технические действия без мяча; броски мяча двумя руками снизу и от груди с места;
использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху в разные зоны площадки

соперника; использование разучен­ных технических действий в условиях игровой деятельности);
футбол (ведение мяча с разной скоростью передвижения, с ускорением в разных направлениях;
удар по катящемуся мячу с разбега; использование разученных технических действий в условиях
игровой деятельности);
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом
индивидуальных и возрастно-половых особенностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС (68 ч)
Знания
о физической
культуре
(2 ч)

Возрождение
Олимпийских игр и
олимпийского движения
в современном мире;
роль Пьера де Кубертена
в их становлении и
развитии. Девиз,
символика и ритуалы
современных
Олимпийских игр.
История организации и
проведения первых
Олимпийских игр современности; первые
олимпийские чемпионы

Коллективное обсуждение (с использованием докладов, сообщений,

Способы
самостоятельной
деятельности
(4 ч)

Ведение дневника
физической культуры.
Физическая подготовка
и её влияние на развитие
систем организма, связь
с укреплением здоровья;
физическая
подготовленность как
результат физической
подготовки.
Правила и способы
самостоятельного
развития физических
качеств. Способы
определения
индивидуальной
физической нагрузки.
Правила проведения
измерительных
процедур по оценке
физической
подготовленности.
Правила техники

Беседа с учителем. Тема: «Составление дневника физической культуры»:

презентаций, подготовленных учащимися). Тема: «Возрождение
Олимпийских игр»:
обсуждают исторические предпосылки возрождения Олимпийских игр и
олимпийского движения;
знакомятся с личностью Пьера де Кубертена, характеризуют его как
основателя идеи возрождения Олимпийских игр и активного
участника в формировании олимпийского движения;
осмысливают олимпийскую хартию как основополагающий документ
становления и развития олимпийского движения, приводят примеры
её гуманистической направленности.
Коллективное обсуждение (с использованием докладов, сообщений,
презентаций, подготовленных учащимися). Тема: «Символика и ритуалы
первых Олимпийских игр»:
анализируют смысл девиза Олимпийских игр и их символику, обсуждают
влияние их на современное развитие олимпийского движения,
приводят примеры;
рассматривают ритуалы организации и проведения современных
Олимпийских игр, приводят примеры.
Коллективное обсуждение (с использованием докладов, сообщений,
презентаций, подготовленных учащимися). Тема: «История первых
Олимпийских игр современности»:
знакомятся с историей организации и проведения первых Олимпийских
игр в Афинах;
приводят примеры первых олимпийцев, вошедших в историю
Олимпийских игр, знакомятся с их спортивными достижениями

знакомятся с правилами составления и заполнения основных разделов
дневника физической культуры;
заполняют дневник физической культуры в течение учебного года.
Тематические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Физическая подготовка человека»:
знакомятся с понятием «физическая подготовка», рассматривают его
содержательное наполнение (физические качества), осмысливают
физическую подготовленность как результат физической подготовки;
устанавливают причинно-следственную связь между уровнем развития
физических качеств и функциональными возможностями основных
систем организма, повышением их резервных и адаптивных свойств;
устанавливают причинно-следственную связь между физической
подготовкой и укреплением организма.
Тематические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Правила развития физических качеств»:
знакомятся с основными показателями физической нагрузки
(«интенсивность» и «объём»), способами их совершенствования во
время самостоятельных занятий;

выполнения тестовых
заданий и способы
регистрации их
результатов.
Правила и способы
составления плана
самостоятельных
занятий физической
подготовкой

знакомятся с правилом «регулярности и систематичности» в проведении
занятий физической подготовкой, способами его выполнения при
планировании самостоятельных занятий;
рассматривают и анализируют примерный план занятий физической
подготовкой на учебную неделю, предлагают свои варианты для
организации самостоятельных занятий;
разрабатывают индивидуальный план занятий физической подготовкой
и вносят его в дневник физической культуры;
знакомятся с правилом «доступности и индивидуализации» при выборе
величины физической нагрузки, рассматривают и анализируют
способы определения величины физической нагрузки с учётом
индивидуальных показателей физической подготовленности (по
продолжительности и скорости выполнения, по количеству
повторений).
Мини-исследование. Тема: «Определение индивидуальной физической
нагрузки для самостоятельных занятий физической подготовкой»:
измеряют индивидуальные максимальные показатели физической
подготовленности с помощью тестовых упражнений и рассчитывают
по определённой формуле показатели нагрузки для разных зон
интенсивности;
определяют режимы индивидуальной нагрузки по пульсу для разных
зон интенсивности и вносят их показатели в дневник физической
культуры;
знакомятся с правилом «непрерывного и постепенного повышения
физической нагрузки», способами его выполнения при планировании самостоятельных занятий физической подготовкой;
рассматривают и анализируют критерии повышения физической
нагрузки в системе самостоятельных занятий физической
подготовкой, выделяют характерные признаки (изменение цвета кожи
и нарушение координации, субъективные ощущениям самочувствия,
показатели пульса);
составляют таблицу признаков утомления при выполнении физических
нагрузок и включают её в дневник физической культуры.
Тематические занятия. Тема: «Правила измерения показателей
физической подготовленности»:
разучивают технику тестовых упражнений и способов регистрации их
выполнения;
знакомятся с правилами и требованиями к проведению про­цедур
измерения показателей физической подготовленности (правила
тестирования);
проводят тестирование индивидуальных показателей физической
подготовленности и сравнивают их с возрастными стандартами
(обучение в группах);
выявляют «отстающие» в своём развитии физические качества и
определяют состав упражнений для их целенаправленного развития.
Тематические занятия. Тема: «Составление плана самостоятельных
занятий физической подготовкой»:
знакомятся со структурой плана занятий физической подготовкой,
обсуждают целесообразность выделения его основных частей,
необходимость соблюдения их последовательности;
знакомятся с правилами и способами расчета объёма времени для
каждой части занятия и их учебным содержанием;
разучивают способы самостоятельного составления содержания плана
занятий физической подготовкой на основе результатов
индивидуального тестирования;
составляют план индивидуальных занятий на четыре тренировочных
занятия в соответствии с правилами развития физических качеств и
индивидуальных показателей физической подготовленности,
включают разработанный план в дневник физической культуры.
Тематические занятия (с использованием докладов, сообщений,
презентаций, подготовленных учащимися). Тема: «Закаливающие
процедуры с помощью воздушных и солнечных ванн, купания в

естественных водоёмах»:
обсуждают целесообразность и эффективность закаливания организма с
помощью воздушных и солнечных ванн;
знакомятся с правилами безопасности при проведении закаливающих
процедур с помощью солнечных и воздушных ванн, купания в
естественных водоёмах, приводят примеры возможных последствий их
несоблюдения;
знакомятся с температурными режимами закаливающих процедур и
регулированием времени для их проведения
Физическое
совершенствов
ание
(62 ч)

Правила
самостоятельного
закаливания организма с помощью воздушных и солнечных
ванн, купания
в естественных
водоёмах.

Беседа с учителем (с использованием иллюстративного материала).

Физкультурнооздоровительн
ая
деятельность

Правила техники безопасности и гигиены
мест занятий
физическими
упражнениями.
Оздоровительные
комплексы: упражнения
для коррекции
телосложения
с использованием
дополнительных
отягощений;
упражнения для
профилактики
нарушения зрения во
время учебных занятий и
работы за компьютером;
упражнения для
физкультпауз,
направленных на
поддержание
оптимальной работоспособности мышц
опорно-двигательного
аппарата в режиме
учебной деятельности

ного инвентаря и оборудования, одежды и обуви, правил по
организации безопасного проведения занятий.
Самостоятельные занятия. Тема: «Упражнения для коррекции
телосложения»:
определяют мышечные группы для направленного воздействия на них
физических упражнений;
отбирают необходимые физические упражнения и определяют их
дозировку, составляют комплекс коррекционной гимнастики
(консультируются с учителем);
разучивают комплекс упражнений, включают его в самостоятельные
занятия и панируют их в дневнике физической культуры.
Самостоятельные занятия. Тема: «Упражнения для профилактики
нарушения зрения»:
повторяют ранее освоенные упражнения зрительной гимнастики и
отбирают новые упражнения;
составляют индивидуальный комплекс зрительной гимнастики,
определяют дозировку его упражнений и продолжительность
выполнения;
разучивают комплекс зрительной гимнастики и включают его в дневник
физической культуры, выполняют комплекс в режиме учебного дня.
Самостоятельные занятия. Тема: «Упражнения для оптимизации
работоспособности мышц в режиме учебного дня»:

Тема: «Правила безопасности мест занятий физическими
упражнениями»:
повторяют ранее изученные правила техники безопасности;
углубляют ранее освоенные знания за счёт разучивания новых сведений
по обеспечению безопасности мест занятий, спортив-

отбирают упражнения для физкультпауз и определяют их дозировку
(упражнения на растягивание мышц туловища
и подвижности суставов);
составляют комплекс физкультпаузы и разучивают его (возможно, с
музыкальным сопровождением);
включают содержание комплекса в дневник физической культуры и
планируют его выполнение в режиме учебного дня

Спортивнооздоровительн
ая
деятельность.
Модуль
«Гимнастика»

Акробатическая
комбинация из
общеразвивающих и
сложно
координированных
упражнений, стоек и
кувырков, ранее
разученных
акробатических

Практические занятия (составляется учащимися). Тема:
«Акробатическая комбинация»:
повторяют ранее разученные акробатические упражнения
и комбинации;
разучивают стилизованные общеразвивающие упражнения,
выполняемые с разной амплитудой движения, ритмом и темпом
(выпрыгивание из упора присев, прогнувшись; прыжки вверх
с разведением рук и ног в стороны; прыжки вверх толчком двумя
ногами с приземлением в упор присев, прыжки с поворотами

упражнений.
Комбинация из
стилизованных
общеразвивающих
упражнений и сложнокоординированных
упражнений
ритмической
гимнастики,
разнообразных
движений руками и
ногами, с разной
амплитудой
и траекторией,
танцевальными
движения-

и элементами ритмической гимнастики);
составляют акробатическую комбинацию из 6—8 хорошо освоенных
упражнений и разучивают её.
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Опорные прыжки»:
повторяют технику ранее разученных опорных прыжков;
наблюдают и анализируют технику образца учителя, проводят
сравнение с техникой ранее разученных опорных прыжков и выделяют
отличительные признаки, делают выводы, описывают разучиваемые
опорные прыжки по фазам движения;
разучивают технику опорных прыжков по фазам движения и в полной
координации;

ми из ранее разученных
танцев (девочки).
Опорные прыжки через
гимнастического козла с
разбега способом
«согнув ноги»
(мальчики) и способом
«ноги врозь» (девочки).
Упражнения и
комбинации на низком
гимнастическом бревне
с использованием стилизованных
общеразвивающих и
сложнокоординированных
упражнений,
передвижений шагом и
легким бегом, поворотами с
разнообразными
движениями рук и ног,
удержанием статических
поз (девочки).

контролируют технику выполнения опорных прыжков другими
учащимися, сравнивают её с образцом и выявляют возможные ошибки,
предлагают способы их устранения (обучение в группах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Упражнения на низком гимнастическом бревне»:
повторяют технику ранее разученных упражнений на гимнастическом
бревне и гимнастикой скамейке;
разучивают упражнений на гимнастическом бревне
(равновесие на одной ноге, стойка на коленях и с отведением ноги назад,
полушпагат, элементы ритмической гимнастики, соскок прогнувшись);
составляют гимнастическую комбинацию из 8—10 хорошо освоенных
упражнений и разучивают её;
контролируют технику выполнения упражнений другими учащимися,
сравнивают их с образцами и выявляют возможные ошибки,
предлагают способы их устранения (обучение в парах).
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по
использованию подготовительных и подводящих упражнений для
освоения физических упражнений на гимнастическом бревне».

Упражнения на
невысокой
гимнастической
перекладине: висы, упор
ноги врозь; перемах
вперёд и обратно
(мальчики).
Лазанье по канату в три
приёма (мальчики)

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Висы и упоры на невысокой гимнастической перекладине»:
повторяют технику ранее разученных упражнений на гимнастической
перекладине;
наблюдают и анализируют образец техники перемаха одной ногой
вперёд и назад, определяют технические сложности
в их исполнении, делают выводы;
описывают технику выполнения перемаха одной ногой вперёд
и назад и разучивают её;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися,
сравнивают её с образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают
способы их устранения (обучение в группах);
наблюдают и анализируют образец техники упора ноги врозь (упор
верхом), определяют технические сложности в его исполнении, делают
выводы;
описывают технику выполнения упора ноги врозь и разучивают её;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися,
сравнивают её с образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают
способы их устранения (обучение в группах);
составляют комбинацию на гимнастической перекладине из 4—5
хорошо освоенных упражнений в висах и упорах и разучивают её.

Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по
использованию подготовительных и подводящих упражнений
для освоения физических упражнений на невысокой гимнастической
перекладине».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Лазание по канату в три приёма»:
наблюдают и анализируют образец учителя, определяют основные фазы
движения и определяют их технические сложности, делают выводы;
описывают технику выполнения лазанья по канату в три приёма,
разучивают выполнение упражнений по фазам и в полной
координации;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися,
сравнивают её с образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают
способы их устранения (обучение в группах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Упражнения ритмической гимнастики»:
повторяют ранее разученные упражнения ритмической гимнастики,
танцевальные движения;
разучивают стилизованные общеразвивающие упражнения для
ритмической гимнастики (передвижения приставным шагом
с движением рук и туловища, приседы и полуприседы с отведением
одной руки в сторону, круговые движения туловища, прыжковые
упражнения различной конфигурации);
составляют комбинацию ритмической гимнастики из хорошо
разученных 8—10 упражнений, подбирают музыкальное
сопровождение;
разучивают комбинацию и демонстрируют её выполнение.
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по
распределению упражнений в комбинации ритмической гимнастики и
подборе музыкального сопровождения»

Модуль
«Лёгкая
атлетика»

Старт с опорой на одну
руку и последующим
ускорением;
спринтерский и гладкий
равномерный бег по
учебной дистанции;
ранее разученные
беговые упражнения.
Прыжковые упражнения:
прыжок в высоту с
разбега способом
«перешагивание»; ранее
разученные прыжковые
упражнения в длину и
высоту; напрыгивание и
спрыгивание.
Метание малого
(теннисного) мяча

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Беговые упражнения»:
наблюдают и анализируют образец техники старта, уточняют
её фазы и элементы, делают выводы;
описывают технику выполнения старта и разучивают её в единстве с
последующим ускорением;
контролируют технику выполнения старта другими учащимися,
выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения
(работа в парах);
наблюдают и анализируют образец техники спринтерского бега,
уточняют её фазы и элементы, делают выводы;
описывают технику спринтерского бега, разучивают
её по фазам и в полной координации;
контролируют технику выполнения спринтерского бега другими
учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их
устранения (работа в парах);
наблюдают и анализируют образец техники гладкого равномерного
бега, уточняют её фазы и элементы, делают выводы;
описывают технику гладкого равномерного бега, определяют его
отличительные признаки от техники спринтерского бега;

в подвижную
(раскачивающуюся)
мишень

разучивают технику гладкого равномерного бега по фазам и в полной
координации;
контролируют технику выполнения гладкого равномерного бега
другими учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают
способы их устранения (работа в парах).
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по
развитию выносливости и быстроты на самостоятельных занятиях
лёгкой атлетикой с помощью гладкого равномерного и спринтерского
бега».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Прыжок в высоту с разбега»:
наблюдают и анализируют образец техники прыжка в высоту способом
«перешагивание», уточняют её фазы и элементы, делают выводы;
описывают технику выполнения прыжка в высоту, выделяя технику
исполнения отдельных его фаз, разучивают прыжок по фазам и в
полной координации;
контролируют технику выполнения прыжка в высоту другими
учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их
устранения (работа в парах).
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по
использованию подводящих и подготовительных упражнений для
освоения техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».

Практические занятия: (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Метание малого (теннисного) мяча в подвижную мишень
(раскачивающийся с разной скоростью гимнастический обруч с
уменьшающимся диаметром)»:
повторяют ранее разученные способы метания малого (теннисного)
стоя на месте и с разбега, в неподвижную мишень
и на дальность;
наблюдают и анализируют образец учителя, сравнивают с техникой
ранее разученных способов метания, находят отличительные
признаки;
разучивают технику броска малого мяча в подвижную мишень,
акцентируют внимание на технике выполнения выявленных
отличительных признаков;
контролируют технику метания малого мяча другими учащимися,
выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения
(работа в группах).
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по
использованию упражнений в метании мяча для повышения точности
движений»

Модуль
«Зимние виды
спорта»

Передвижение на лыжах
одновременным
одношажным ходом;
преодоление небольших
трамплинов при спуске
с пологого склона в
низкой стойке; ранее
разучен-

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).

ные упражнения лыжной
подготовки;
передвижения по
учебной дистанции;
повороты; спуски;
торможение

способов ходьбы, находят отличительные признаки и делают выводы;
описывают технику передвижение на лыжах одновременным
одношажным ходом, выделяют фазы движения и их технические
трудности;
разучивают технику передвижения на лыжах одновременным
одношажным ходом по фазам и в полной координации;
контролируют технику передвижения на лыжах другими учащимися,
выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения
(работа в парах);
демонстрируют технику передвижения на лыжах по учебной дистанции.
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя
по использованию подводящих и подготовительных упражнений

Тема: «Передвижение одновременным одношажным ходом»:
повторяют ранее разученные способы передвижения на лыжах;
повторяют технику спусков, подъёмов и торможения с пологого склона;
наблюдают и анализируют образец техники одновременного
одношажного хода, сравнивают с техникой ранее разученных

для самостоятельного обучения техники передвижения на лыжах
одновременным одношажным ходом, передвижений на лыжах для
развития выносливости в процессе самостоятельных занятий».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).
Тема: «Преодоление небольших трамплинов при спуске с пологого
склона»:
наблюдают и анализируют образец преодоления небольшого
трамплина, выделяют его элементы и технику выполнения, делают
выводы и определяют последовательность обучения;
разучивают технику преодоления небольших препятствий, акцентируют
внимание на выполнении технических элементов;
контролируют технику преодоления препятствий другими учащимися,
выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения
(работа в группах).
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями
учителя по самостоятельному безопасному преодолению небольших
трамплинов»

Модуль
«Спортивные
игры».
Баскетбол

Волейбол

Футбол

Технические действия
игрока без мяча: передвижение в стойке
баскетболиста; прыжок
вверх толчком одной
ногой и приземлением
на другую ногу;
остановка двумя шагами
и прыжком.
Упражнения с мячом:
ранее разученные
упражнения в ведении
мяча в разных
направлениях и по
разным траекториям; на
передачу и броски мяча в
корзину.
Правила игры и игровая
деятельность

Самостоятельные занятия (с использованием иллюстративного

по правилам с
использованием
разученных технических
приёмов

Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по

Приём и передача мяча
двумя руками снизу и
сверху в разные зоны
площадки команды
соперника. Правила игры
и игровая деятельность
по правилам с
использованием
разученных технических
приёмов в подаче мяча,
его приёме и передаче
двумя руками снизу
и сверху

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).

Удары по катящемуся
мячу с разбега. Правила
игры и игровая
деятельность

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала).

материала). Тема: «Технические действия баскетболиста
без мяча»:
совершенствуют ранее разученные технические действия игры
баскетбол;
знакомятся с образцами технических действий игрока без мяча
(передвижения в стойке баскетболиста; прыжок вверх толчком одной
и приземление на другую, остановка двумя шагами, остановка
прыжком, повороты на месте);
анализируют выполнение технических действий без мяча, выделяют их
трудные элементы и акцентируют внимание
на их выполнении;
разучивают технические действия игрока без мяча по элементам и в
полной координации;
контролируют выполнение технических действий другими учащимися,
анализируют их и определяют ошибки, дают рекомендации по их
устранению (работа в парах);
изучают правила и играют с использованием разученных технических
действий.

использованию подводящих и подготовительных упражнений для
самостоятельного обучения техническим действиям баскетболиста без
мяча»

Тема «Игровые действия в волейболе»:
совершенствуют технику ранее разученных технических действий игры
волейбол;
разучивают и совершенствуют передачу мяча двумя руками снизу и
сверху в разные зоны площадки соперника;
разучивают правила игры в волейбол и знакомятся с игровыми
действиями в нападении и защите;
играют в волейбол по правилам с использованием разученных
технических действий

Тема: «Удар по катящемуся мячу с разбега»:
совершенствуют технику ранее разученных технических действий игры
футбол;

по правилам с
использованием
разученных технических
приёмов в остановке и
передаче мяча, его
ведении
и обводке

знакомятся с образцом удара по катящемуся мячу с разбега,
демонстрируемого учителем, выделяют его фазы и технические
элементы;
описывают технику удара по катящемуся мячу с разбега и сравнивают
её с техникой удара по неподвижному мячу, выявляют имеющиеся
различия, делают выводы по способам обучения;
разучивают технику удара по катящемуся мячу с разбега по фазам и в
полной координации;
контролируют технику выполнения удара по катящемуся мячу другими
учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их
устранения (работа в парах);
совершенствуют технику передачи катящегося мяча на разные
расстояния и направления (обучение в парах);
разучивают правила игры в футбол и знакомятся с игровыми
действиями в нападении и защите;
играют в футбол по правилам с использованием разученных
технических действий.
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по
использованию подводящих и подготовительных упражнений для
самостоятельного обучения техники удара по катящемуся мячу с разбега
и его передачи на разные расстояния»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физическая культура, 5 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Печатные пособия
1. Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности, и
ВФСК ГТО. 2. Учебно – методические фильмы по методике обучения двигательным
действиям.
Список литературы
Программно-нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования /М-во образования и науки России. Федерации – М.: Просвещение, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа. -М.: Просвещение, 2011.
3. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Виленского М.Я., Ляха В.И. 5-9 классы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение , 2013.
Учебники и справочные издания
1. Виленский М.А., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю., Соколкина В.А., Баландин Г.А.,
.Назарова Н.Н., Казакова Т.Н., Алёшина Н.С., Гребенщикова З.В., Крайнов А.Н..
Физическая культура 5 – 6 – 7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /
под редакцией М.Я. Виленского. - М.: Просвещение, 2012.

2. Коваленко М.И., Пекшева А.Г. Справочник учителя 1-11 классов. - Ростов н/Д: Феникс,
2004.
3. Лях В. И. Физическая культура: 8–9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.
И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2009.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: . – М.: Физкультура и спорт,
2014. 5. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост.
Б.И. Мишин. – М.:«Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003.
Методические пособия
5. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной
технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск»,
2003.
6. Виленский М.А., Чичикин В.Т., Торочкова Т.Ю. Физическая культура. 5-6-7 классы.
Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2012.
7. Залетаев И. П. Анализ проведения и планирования уроков физической культуры / И. П.
Залетаев, В. А. Муравьёв. — М.: Физкультура и спорт, 2005.
8. Киселёв П. А. Меры безопасности на уроках физической культуры / П. А. Киселёв.
— Волгоград: Экстремум, 2004.
9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н.
Колюцкий. — М.: Сфера, 2001.
10. Маркова А. К. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А. К. Маркова, А.
Б. Орлов, Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 1983.
11. Мейксон Г. Б. Оценка техники движений на уроках физической культуры / Г. Б.
Мейксон, Г. П. Богданов. — М.: Просвещение, 1975.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Материально – техническое обеспечение учебного процесса:№
п/п Материально – техническое обеспечение Кол-во
1 Мячи для метания 3
2 Гранаты учебные (500, 700 гр.) 3
3 Ядро 1
4 Гиря (16 кг) 1
5 Скамейки гимнастическая 1
6 Набор гимнастических матов 1
7 Гимнастический козел 1
8 Гимнастический конь 1
9 Канат для перетягивания 1
10 Скакалки 10
11 Мостик гимнастический подкидной 1
12 Щит баскетбольный игровой 2
13 Кольца баскетбольные 2
14 Волейбольные стойки 2
15 Волейбольная сетка 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».