Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11» Приложение к Основной образовательной программе Программа курса внеурочной деятельности «Информатика» общеинтеллектуальное направление 1 класс Составитель программы: учитель начальных классов Борзик Наталия Георгиевна г. Выборг 2023 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Общая характеристика программы Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика» по общеинтеллектуальному направлению представляет собой интегрированный курс и предназначен для учащихся 1 класса. Данная программа составлена с учетом индивидуальных возможностей учащихся, и предполагает проведение занятий комбинированного типа, которые включают в себя выполнение графических диктантов на основе поэтапной устной инструкции и графических диктантов на основе поэтапной письменной инструкции. Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Программа курса внеурочной деятельности является модульной, комплексной и надпредметной. Программа «Информатика» создана в соответствии с учебным планом МБОУ « Гимназии №11» 1 классов, обучающихся по ФГОС НОО. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: смену видов деятельности, динамические паузы, упражнения здоровьесберегающего характера. Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Срок реализации программы – 1год (33 часа). Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех младших школьников представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того, чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представлять себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве. Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки. 1.2 Цель программы Развитие и совершенствование графомоторных навыков и формирование пространственной ориентировки в тетради у младших школьников. Для реализации данной цели необходим решить следующие задачи: Образовательные: Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги, на листе в клетку. Совершенствование графомоторных навыков. Формирование интереса к занятиям. Коррекционно-развивающие: Развитие речи и обогащение словаря учащихся. Развитие самоконтроля. Развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, мышления. Воспитательные: Воспитание культуры общения. Воспитание аккуратности и прилежности. Воспитание критичности к своей деятельности. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов предполагает приобретение первоклассниками новых знаний Второй уровень результатов Третий уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании навыков. предполагает получение школьниками самостоятельного опыта. Итоги реализации программы могут быть представлены через, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. Личностные результаты: Совершенствование умения слушать и понимать обращённую речь. Проговаривание последовательности действий. Формирование умения действовать по алгоритму и по памяти. Формирование умения включаться в творческую индивидуальную и групповую работу. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Предметные результаты: Ориентироваться в пространстве, в схеме собственного тела, тела другого человека. Ориентироваться на листе бумаги, на листе в клетку. Формулировать свою позицию в устной речи. Умение задавать вопросы для организации своей деятельности и сотрудничества. Использовать в практической деятельности сформированные графические навыки. Самостоятельно оценивать результат своей деятельности. 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Ребенок знакомится с тетрадью, учится выполнять задание в ограниченном пространстве — клетке; закрепляет умение измерять условной меркой — клеткой; сравнивает объекты по вели чине и форме; чертит прямые линии определенной длины и в разных направлениях. Содержание каждого занятия не ограничивается только решением задач по формированию навыков письма, оно также направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности, развитие у них пространственной ориентировки, зрительной памяти, внимания, воображения. Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам. Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания. Программа включает в себя 4 раздела: вводное занятие, рисование простейших узоров, животные, итог. В разделе вводные занятия учащиеся узнают, что такое графические диктанты, освоят технику рисования по клеточкам. В разделе рисование учащиеся будут срисовывать с образца простые, маленькие узоры. У учащихся будет развиваться слуховое, осязательное ощущение, а так же умение ориентироваться в пространстве листа. В разделе животные в графическом стиле учащиеся много узнают о животном мире. Познакомятся с подвидами животных. На занятиях учащиеся продолжат знакомиться с рисованием по клеточкам на примере разных животных. Будут учиться самостоятельно перерисовывать узоры в свою тетрадь. В разделе итог учащиеся поделятся своими впечатлениями о проделанной работе за год друг с другом. Предложат свои узоры в графическом стиле. Подготовить выставку самых аккуратных работ и показать другим учащимся школы. 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема Что такое графический диктант. Техника написания» графического диктанта. Квадрат, прямоугольник. Срисовывание с образца. «Гриб». Срисовывание с образца. «Гриб». Письмо под диктовку. «Парусник». Срисовывание с образца. «Парусник». Письмо под диктовку. «Самолет» Срисовывание с образца. «Самолет» Письмо под диктовку. «Ракета» Срисовывание с образца «Ракета» Письмо под диктовку. «Кран» Срисовывание с образца. «Кран» Письмо под диктовку. «Робот». Срисовывание с образца. «Робот». Письмо под диктовку. «Ёлочка». Срисовывание с образца. «Ёлочка»». Письмо под диктовку. «Цветок». Срисовывание с образца. «Цветок». Письмо под диктовку. «Поросёнок». Срисовывание с образца. «Поросёнок». Письмо под диктовку. «Уточка». Срисовывание с образца. «Уточка». Письмо под диктовку. «Бабочка». Срисовывание с образца. «Бабочка». Письмо под диктовку. «Гусь». Срисовывание с образца. «Гусь». Письмо под диктовку. «Волк». Срисовывание с образца. «Волк». Письмо под диктовку. «Кошка». Срисовывание с образца. «Кошка». Письмо под диктовку. Часы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 «Медведь». Срисовывание с образца. «Медведь». Письмо под диктовку. 1 17 1 32 «Улитка». Срисовывание с образца. «Улитка». Письмо под диктовку. «Сидящий зайчик». Срисовывание с образца. «Сидящий зайчик». Письмо под диктовку. «Бегемот» Срисовывание с образца «Бегемот» Письмо под диктовку «Попугай» Срисовывание с образца «Попугай» Письмо под диктовку «Маленькая собачка». Срисовывание с образца. «Маленькая собачка». Письмо под диктовку. «Петушок». Срисовывание с образца. «Петушок». Письмо под диктовку. «Белка» Срисовывание с образца. «Белка» Письмо под диктовку. «Ящерица» Срисовывание с образца. «Ящерица» Письмо под диктовку. «Рыбка» Срисовывание с образца. «Рыбка» Письмо под диктовку. «Лягушка» Срисовывание с образца. «Лягушка» Письмо под диктовку. «Слон». Срисовывание с образца. «Слон». Письмо под диктовку. «Лошадь» Срисовывание с образца «Лошадь» Письмо под диктовку. «Черепаха» Срисовывание с образца «Черепаха» Письмо под диктовку. «Страус» Срисовывание с образца «Страус» Письмо под диктовку. «Корова» Срисовывание с образца «Корова» Письмо под диктовку. Итоговое занятие 33 Выставка работ 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Голубь В.Т. Графические диктанты. Практическое пособие для занятий с детьми. ФГОС. Издательство М – Книга, 2021 г. 2. Жукова О.С. Графические диктанты/ О.С. Жукова – Москва: Издательство АСТ, 219 – 32 с.: ил. – (365 дней до школы). 3. Овчинникова Т.С. "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду". Издательство: Каро, 2017 г.Серия: Мастер-класс логопеда. 4. Рахманова Е.М. «Готовимся к школе. Графические диктанты для подготовки руки к письму». Издательство: Литера, год издания: 2018, 96 стр. 5. Трясорукова Т.П. "Загадки, считалки, скороговорки для детского сада». Издательство: Феникс, 2021 г., 127 стр. 6. Шевелёв К.В. «Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС ДО». Издательство: Просвещение/Бином, 2021 г.