Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11» Приложение к Основной образовательной программе Программа курса внеурочной деятельности «Психология развития личности» социального направления для 3-4 классов Автор-составитель программы: учитель начальных классов Черепова Анна Владимировна МО учителей начальной школы 2023 г. Выборг 1. Пояснительная записка 1.1 Общая характеристика программы Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Психология развития личности» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия №11». Программа «Психология развития личности» создана в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №11» 3-4 классов, обучающихся п ФГОС НОО. Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов 68 часов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. 1.2. Цель и задачи программы Цель: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:: помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям; познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии; учить методам и приемам познания себя; учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания; помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира; познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека; познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»; научить детей осознавать и называть собственные переживания; помочь осознать свои задатки и способности; ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения. По задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют собой развивающие групповые занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выпускник начальной школы научится: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии. Личностные универсальные учебные действия (УУД) Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях Виды личностных УУД: 1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. 2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями. 3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей. У выпускника начальной школы будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания; способность к оценке своей учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Коммуникативные УУД Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей — партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных УУД: 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 2.Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3.Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. 4.Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий. 5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. В этой связи выпускник начальной школы научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Виды регулятивных УУД: 1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. 2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 3. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. 4. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 5. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. 6. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. 7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. В этой связи выпускник начальной школы научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы. Виды познавательных УУД: 1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). 2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. 3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. 4. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений 6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. 7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. 8. Формулирование проблемы. 9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 класс Название занятия. Ключевые задачи, решаемые на занятии. Формы организации и видов деятельности Мои летние впечатления Какой Я? Психология знакомая незнакомка Мои желания Сказка о борьбе мотивов Мои мотивы Какие мотивы у других? Загадка Психоочистителя Что такое память? Виды памяти Какая у меня память? научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, содействовать развитию умения слушать, создать мотивацию на совместную работу помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества актуализировать имеющиеся у детей психологические знания, показать ценность и пользу психологических знаний для школьной и повседневной жизни, способствовать развитию умений коллективного сотрудничества познакомить детей с понятиями «желания» И «потребности», содействовать осознанию детьми своих желаний и развитию рефлексии показать разнообразие мотивов, познакомить детей с феноменом борьбы мотивов; содействовать осознанию детьми своих мотивов; способствовать развитию у детей рефлексии содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения; способствовать развитию позитивных мотивов содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения, учить анализировать мотивы поведения других людей помочь осознать значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развивать рефлексивные способности и навыки коллективной работы содействовать осознанию особенностей своей памяти, развивать мнемические способности, упорядочить представления о памяти, познакомить с видами памяти дать детям возможность изучить особенности собственной памяти, Умение работать в паре. Беседы, игры. Беседы, игры, элементы тренинга. Беседы, игры. элементы тренинга, развивающие упражнения осознать ее сильные и слабые стороны, развивать мнемические способности познакомить с особенностями эмоциональной памяти, развивать рефлексию переживаний и мнемические способности мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти, познакомить с некоторыми способами эффек тивного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания мотивировать на дальнейшую тренировку памяти, закрепить способы эффективного запоминания, обобщить сведения о памяти познакомить с содержанием понятия «мышление», развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать Эмоциональная память Как лучше запоминать? Я умею запоминать! Что я знаю о памяти? Сказка о профессоре Мышлении Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых Учимся думать вместе! Учимся обобщать и находить закономерности Учимся находить противоположности Учимся логично думать Учимся творчески думать Что я знаю мышлении о Фантазируем Фантузей с развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать Развивать логическое мышление развивать логическое мышление и диалектический взгляд на действительность, актуализировать самооценочную деятельность развивать логическое мышление, содействовать осознанию своих умственных возможностей, актуализировать самооценочную деятельность развивать у детей способность гибко и оригинально мыслить, стимулировать проявления креативности закрепить умения обобщать, мыслить логично, развивать рефлексию способов умственной деятельности, обобщить сведения о мышлении стимулировать креативные способности, развивать навыки совмест- Беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, развивающие упражнения, психогимнастические элементы. Сказки, беседы, игры, элементы тренинга, Что такое ной творческой деятельности, упоартерапевнические способности? рядочить представления о фантаприемы, зии и воображении, познакомить развивающие детей с понятием «способности» упражнения, психогимнастические Я знаю, что я…. стимулировать интерес к самопозэлементы. нанию, содействовать осознанию своих способностей, развивать интерес к собственному внутреннемумиру Королевство стимулировать интерес к самопозвнутреннего Мира: нанию и психологии, обобщить поиск сокровищ полученный на занятиях в течении двух лет опыт 4 класс Название занятия Ключевые задачи, решаемые на занятии. Формы организации и видов деятельности Раздел I. Введение в психологию общения Пробудить интерес к психологии Новая встреча с общения, самопознанию и психологией рефлексии, способствовать развитию навыков эффективного Сказки, беседы, игры, взаимодействия и сотрудничества элементы тренинга, артерапевнические Показать важность развития приемы, Начало навыков взаимодействия и психогимнастические путешествия сотрудничества; настроить элементы. в Страну Общения учащихся на осмысление своих отношений с одноклассниками, на развитие собственных коммуникативных возможностей Помочь в развитии умения Что взять осознавать свои желания, развивать с собой в навыки взаимодействия и путешествие? сотрудничества; формировать умениедействовать согласованно Пробудить интерес к своему Я, содействовать развитию Что я знаю о себе? рефлексивной позиции в сфере общения Раздел II. Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы Научить учащихся осознавать Как и почему причины своих ссор; развивать начинаются ссоры? экспрессивные способности, умение действовать согласованно Дать учащимся представление о Сказка о конфликте содержании понятий «конфликт» и и контакте «контакт», развивать экспрессивные Качества, важные для общения Какие мы в общении? способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества. Содействовать осознанию качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, развивать экспрессивные способности, навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества Научить понимать разницу между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, помочь учащимся осознать, как к ним относятся родители и одноклассники, содействовать развитию реалистичной самооценки и самовосприятия Сказки, беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, упражнения, психогимнастические элементы. Мотивировать учащихся на Я общительный осмысление и развитие своих или замкнутый? коммуникативных способностей; дать представление об индивидуальных различиях в этой сфере Королевство Помочь осознать ценность глубоких и Разорванных содержательных контактов между Связей людьми, развивать навыки невербального взаимодействия Помочь осознать ценность глубоких и Свои и чужие содержательных контактов между людьми, развивать навыки невербального взаимодействия Помочь учащимся осознать особенности своего отношения Девчонки+мальчиш к представителям противоположного ки=… пола, способствовать Формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению друг к другу в ходе совместного принятия группового решения Содействовать осознанию ценности дружеских отношений между людьми, помочь осознать, как воспринимают Друзья и недруги друзей и недругов мальчики и девочки, развивать толерантное отношение к другому мнению в ситуации совместного принятия группового решения Раздел III Сокровища и тайны дружбы Познакомить с содержанием понятия Беседы, игры, Дружба - это… «дружба», развивать навыки совместной элементы тренинга, деятельности Развивать навыки взаимодействия Мы – дружная и Сотрудничества в команде, команда! содействовать возникновению у членов команды чувства «Мы», создавать условия для самовыражения в команде, разработать с учащимися правила доброжелательного и эффективного общения Правила Закрепить правила доброжелательного и доброжелатель эффективного общения, помочь учащимся ного общения понять, кто составляет круг их ближайшего общения, развивать способности самовыражения Дружная Развивать стремление к самопознанию, страна помочь увидеть сходные черты у разных людей и осознать важность этого сходства для общения, содействовать осознанию своего сходства сдругим, развивать умение учитывать мнения разных людей Как мы все Развивать способности к самопознанию и похожи! интерес к познанию других людей, помочь увидеть психологические различия людей и осознать важность наличия этих различий для общения, содействовать осознанию своих отличий от других, развивать умение учитывать разные мнения Какие мы все Способствовать развитию разные! взаимопонимания, показать ценность уникальности и индивидуальности каждого человека, содействовать осознанию того, что собственная точка зрения и точки зрения других людей могут различаться, развивать толерантное отношение к другой точке зрения Сказка о Помочь учащимся осмыслить другой Точке ценность дружеских отношении, Зрения осознать качества, присущие другу, показать значимость различий и сходств в дружеских отношениях, развивать умения представлять себя в общении, выражать невербально свое Я, действовать согласованно артерапевнические приемы, упражнения, психогимнастические элементы. Скажи мне, кто Помочь учащимся осмыслитьценность твой друг… дружеских отношении, осознать качества, присущие другу, показать значимость различий и сходств в дружеских отношениях, развивать умения представлять себя в общении, выражать невербально свое Я, действовать согласованно Раздел IV. Поддержка в общении Познакомить учащихся с понятием «комплимент», показатьзначимость Комплемент- комплиментов для поддержания это… комфортных взаимоотношений, познакомить с «формулами» комплимента; развивать стремление к освоению навыков оказания психологической поддержки Что другие Развивать навыки оказания псиценят во мне? хологической поддержки, помочь Что я ценю в учащимся осознать и раскрыть в себе? общении собственные достоинства, способности, достижения; актуализировать чувства самоценности и самоуважения Давайте Развивать навыки оказания псиСказки, беседы, игры, говорить хологической поддержки, помочь элементы тренинга, друг другу учащимся осознать и раскрыть в артерапевнические комплименты! общении собственные достоинства, приемы, способности, достижения; осознать развивающие отношение к ним других людей; упражнения, способствовать получению опыта психогимнастические самопринятия и принятия других элементы. Давайте Ориентировать учащихся на осознание говорить роли эмоций в общении, содействовать друг другу осознанию смены своих эмоций и комплименты! собственного влияния на эмоции других в (продолжение) ходе общения, расширить моциональный словарь общения учащихся что нет Как мы Содействовать осознанию динамики своих переживаем эмоций и влияния эмоции? других людей на этот процесс, помочь осознать актуальные эмоции, развивать чувствительность. К восприятию эмоций других людей, умение выражать свои эмоции Мы умеем Развивать уучащихся умение выражать свои понимать эмоции других людей, эмоции! выражать эмоции и чувства Как мы Развивать умение понимать эмоции других понимаем людей, выражать эмоции; формировать эмоции других? Мы умеем сопереживать! способность к сопереживанию и сочувствию; обобщить изученный в течение учебного года материал Развивать умение понимать эмоции других людей, выражать эмоции; формировать способность к сопереживанию и сочувствию; обобщить изученный в течение учебного года материал. 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12-13 14 15 16 17 18 19 20 21-22 23 24 25 26 27 28-29 3 класс Название занятия РАЗДЕЛ I. Введение в мир психологии Мои летние впечатления Какой Я? Психология - знакомая незнакомка РАЗДЕЛ II. Я и мои желания Мои желания Сказка о борьбе мотивов Мои мотивы Какие мотивы у других? РАЗДЕЛ III. Кладовая памяти Загадка Психоочистителя-l Загадка Психоочистителя-2 Что такое память? Виды памяти Какая у меня память? Эмоциональная память Как лучше запоминать? Я умею запоминать! Что я знаю о памяти? РАЗДЕЛ IV. Лабиринты мышления Сказка о профессоре Мышлении Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых Учимся думать вместе! Учимся обобщать и находить закономерности закономерности Учимся находить противоположности Учимся думать логично- 1 Учимся думать логично-2 Учимся думать творчески Что я знаю о мышлении? РАЗДЕЛ V. Как стать талантливым Количество часов 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 30 31 32-33 34 Фантазируем с Фантузей Что такое способности? Я знаю, что я ... Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ 1 1 2 1 4 класс № п/п 1 2 3 4-5 6 7 8 9 10 11 12-13 14 15 16-17 18 19 20-21 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31 32 33-34 Название занятия РАЗДЕЛ I Введение в психологию общения Новая встреча с психологией Начало путешествия в Страну Общения Что взять с собой в путешествие? Что я знаю о себе? РАЗДЕЛ II. Психология отношений: Ты - Я - Он/Она = Мы Как и почему начинаются ссоры? Сказка о конфликте и контакте Качества, важные для общения Какие мы в общении? Я общительный или замкнутый? Королевство Разорванных Связей Свои и чужие Девчонки + мальчишки = ... Друзья и недруги РАЗДЕЛ III. Сокровища и тайны дружбы Дружба - это ... Мы - дружная команда! Правила доброжелательного общения Дружная страна Как мы все похожи! Какие мы все разные! Сказка о Другой Точке Зрения Скажи мне, кто твой друг ... РАЗДЕЛ IV. Поддержка в общении Комплимент - это ... Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? Давайте говорить друг другу комплименты! РАЗДЕЛ V.Сочувствие и сопереживание Как мы переживаем эмоции? Мы умеем выражать свои эмоции! Как мы понимаем эмоции других? Мы умеем сопереживать! Количество часов 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 5. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 5.1 Учебно-Методические Пособия 1. Вачков, И. В. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе: Методическое пособие / И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова. – М.: Генезис, 2012. – 136 с. 2. Вачков, И. В. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе: Методическое пособие / И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова. – М.: Генезис, 2012. – 144 с. 3. Вачков, И. В. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс / И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова.– М.: Генезис, 2012. – 64 с. 4. Вачков, И. В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей / И. В. Вачков. – М.: Генезис, 2012. – 416 с. 5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011. – 24 с. 6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / Под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. 7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2008. - 21 с. 5.2 Интернет - Ресурсы: Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября». http:www.Nachalka.com. http:www.viku.rdf.ru. http:www.rusedu.ru. http://school-collection.edu.ru/ (Коллекция цифровых образовательных ресурсов) Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» (ПРОЕКТ) /Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/5233/ 5.3 Наглядные Пособия: Кукла Пси-Маг; Карточки с психологическими понятиями; Изобразительные наглядные пособия – таблицы; Аудиозапись эмоционально-насыщенных музыкальных фрагментов. 5.4 Техническое обеспечение: Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон. Раздаточный материал: набор карточек с названиями черт характера, набор карточек с названиями эмоций, конверт с набором картинок и набор из 24 палочек, карточки с логическими задачами т.д.