Психология развития личности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»

Приложение к Основной
образовательной программе

Программа курса внеурочной деятельности

«Психология развития личности»
социального направления
для 3-4 классов

Автор-составитель программы:
учитель начальных классов
Черепова Анна Владимировна

МО учителей начальной школы

2023 г.
Выборг

1. Пояснительная записка
1.1 Общая характеристика программы
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Психология развития
личности» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Гимназия №11».
Программа «Психология развития личности» создана в соответствии с учебным
планом МБОУ «Гимназия №11» 3-4 классов, обучающихся п ФГОС НОО. Программа
рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов 68 часов. На реализацию
курса отводится 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и
рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются
возрастными возможностями и требованиями психологической
безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли
самопознания».
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи::
 помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к
школьным условиям;
 познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
 учить методам и приемам познания себя;
 учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно
использовать их во всех основных видах и формах познания;
 помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать
их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
 познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей
человека;
 познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
 научить детей осознавать и называть собственные переживания;
 помочь осознать свои задатки и способности;
 ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
По задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют
собой развивающие групповые занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными
психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные
навыки рефлексии.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Выпускник начальной школы научится:
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях
Виды личностных УУД:
1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е.
«значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю»,
стремление к преодолению разрыва между этими областями.
3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого
содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для
подражания;
 способность к оценке своей учебной деятельности;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
 этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей — партнеров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия.
2.Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
3.Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация.
4.Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
 задавать вопросы;
 контролировать действия партнера;
 использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной
деятельности.
Виды регулятивных УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик.
4. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
5. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом
оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

6. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
(к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и
социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД,
связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов.
3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
4. Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений
6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
8. Формулирование проблемы.
9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 класс
Название занятия.

Ключевые задачи, решаемые на
занятии.

Формы
организации и видов
деятельности

Мои летние
впечатления

Какой Я?

Психология знакомая
незнакомка

Мои желания

Сказка о борьбе
мотивов

Мои мотивы

Какие мотивы у
других?
Загадка Психоочистителя

Что такое память?
Виды памяти
Какая у меня
память?

научить детей выражать свои
чувства и впечатления с помощью
слов, невербальных и изобразительных средств, содействовать
развитию умения слушать, создать
мотивацию на совместную работу
помочь детям осознать качества
своего характера и личностные
изменения, происшедшие за лето,
способствовать развитию навыков
коллективного сотрудничества
актуализировать имеющиеся у
детей психологические знания,
показать ценность и пользу психологических знаний для школьной и
повседневной жизни, способствовать развитию умений коллективного сотрудничества
познакомить детей с понятиями
«желания» И «потребности»,
содействовать осознанию детьми
своих желаний и развитию
рефлексии
показать разнообразие мотивов,
познакомить детей с феноменом
борьбы мотивов; содействовать
осознанию детьми своих мотивов;
способствовать развитию у детей
рефлексии
содействовать осознанию детьми
мотивов своего поведения; способствовать развитию позитивных
мотивов
содействовать осознанию детьми
мотивов своего поведения, учить
анализировать мотивы поведения
других людей
помочь осознать значимость для
человека внимания, ощущения,
памяти, мышления, эмоций,
развивать рефлексивные способности и навыки коллективной работы
содействовать осознанию особенностей своей памяти, развивать
мнемические способности, упорядочить представления о памяти,
познакомить с видами памяти
дать детям возможность изучить
особенности собственной памяти,

Умение
работать в паре.
Беседы, игры.

Беседы, игры,
элементы тренинга.

Беседы, игры.
элементы тренинга,
развивающие
упражнения

осознать ее сильные и слабые
стороны, развивать мнемические
способности
познакомить с особенностями
эмоциональной памяти, развивать
рефлексию переживаний и мнемические способности
мотивировать детей на развитие и
тренировку своей памяти, познакомить с некоторыми способами
эффек
тивного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания
мотивировать на дальнейшую
тренировку памяти, закрепить
способы эффективного запоминания, обобщить сведения о памяти
познакомить с содержанием
понятия
«мышление», развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

Эмоциональная
память
Как лучше
запоминать?
Я умею
запоминать!
Что я знаю о
памяти?
Сказка о
профессоре
Мышлении
Как развивать свой
ум: конкурс
знающих и
находчивых
Учимся думать
вместе!
Учимся
обобщать и
находить
закономерности
Учимся находить
противоположности
Учимся
логично

думать

Учимся
творчески

думать

Что я знаю
мышлении

о

Фантазируем
Фантузей

с

развивать умения анализировать,
сравнивать, обобщать

Развивать логическое мышление

развивать логическое мышление и
диалектический взгляд на действительность, актуализировать самооценочную деятельность
развивать логическое мышление,
содействовать осознанию своих
умственных возможностей, актуализировать самооценочную
деятельность
развивать у детей способность гибко и оригинально мыслить, стимулировать проявления креативности
закрепить умения обобщать,
мыслить логично, развивать
рефлексию способов умственной
деятельности, обобщить сведения о
мышлении
стимулировать креативные способности, развивать навыки совмест-

Беседы, игры,
элементы тренинга,
артерапевнические
приемы,
развивающие
упражнения,
психогимнастические
элементы.

Сказки, беседы, игры,
элементы тренинга,

Что
такое ной творческой деятельности, упоартерапевнические
способности?
рядочить представления о фантаприемы,
зии и воображении, познакомить
развивающие
детей с понятием «способности»
упражнения,
психогимнастические
Я знаю, что я….
стимулировать интерес к самопозэлементы.
нанию, содействовать осознанию
своих способностей, развивать
интерес к собственному внутреннемумиру
Королевство
стимулировать интерес к самопозвнутреннего Мира: нанию и психологии, обобщить
поиск сокровищ
полученный на занятиях в течении
двух лет опыт
4 класс
Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на
занятии.

Формы организации
и видов деятельности

Раздел I. Введение в психологию общения
Пробудить интерес к психологии
Новая встреча с общения,
самопознанию
и
психологией
рефлексии,
способствовать
развитию навыков эффективного Сказки, беседы, игры,
взаимодействия и сотрудничества
элементы тренинга,
артерапевнические
Показать важность развития
приемы,
Начало
навыков взаимодействия и
психогимнастические
путешествия
сотрудничества; настроить
элементы.
в Страну Общения учащихся на осмысление своих
отношений с одноклассниками, на
развитие собственных
коммуникативных возможностей
Помочь
в
развитии
умения
Что взять
осознавать свои желания, развивать
с собой в
навыки
взаимодействия
и
путешествие?
сотрудничества;
формировать
умениедействовать согласованно
Пробудить интерес к своему Я,
содействовать
развитию
Что я знаю о себе?
рефлексивной позиции в сфере
общения
Раздел II. Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы
Научить учащихся осознавать
Как и почему
причины своих ссор; развивать
начинаются ссоры? экспрессивные способности, умение
действовать согласованно
Дать учащимся представление о
Сказка о конфликте содержании понятий «конфликт» и
и контакте
«контакт», развивать экспрессивные

Качества, важные
для общения

Какие мы в
общении?

способности и навыки эффективного
взаимодействия и сотрудничества.
Содействовать осознанию качеств,
необходимых для эффективного
взаимодействия, развивать
экспрессивные способности, навыки
эффективного взаимодействия и
сотрудничества
Научить понимать разницу между тем,
как воспринимает себя сам учащийся и
как его воспринимают другие, помочь
учащимся осознать, как к ним
относятся родители и одноклассники,
содействовать развитию реалистичной
самооценки и самовосприятия

Сказки, беседы, игры,
элементы тренинга,
артерапевнические
приемы,
упражнения,
психогимнастические
элементы.

Мотивировать учащихся на
Я общительный
осмысление и развитие своих
или замкнутый?
коммуникативных способностей;
дать представление об
индивидуальных различиях в этой
сфере
Королевство
Помочь осознать ценность глубоких и
Разорванных
содержательных контактов между
Связей
людьми, развивать навыки
невербального взаимодействия
Помочь осознать ценность глубоких и
Свои и чужие
содержательных контактов между
людьми, развивать навыки
невербального взаимодействия
Помочь учащимся осознать
особенности своего отношения
Девчонки+мальчиш к представителям противоположного
ки=…
пола, способствовать Формированию у
девочек и мальчиков позитивных
установок по отношению друг к другу
в ходе совместного принятия
группового
решения
Содействовать осознанию ценности
дружеских отношений между людьми,
помочь осознать, как воспринимают
Друзья и недруги друзей и недругов мальчики и девочки,
развивать толерантное отношение к
другому мнению в ситуации
совместного
принятия группового решения
Раздел III Сокровища и тайны дружбы
Познакомить с содержанием понятия
Беседы, игры,
Дружба - это… «дружба», развивать навыки совместной
элементы тренинга,

деятельности
Развивать навыки взаимодействия
Мы – дружная и Сотрудничества в команде,
команда!
содействовать возникновению у членов
команды чувства «Мы», создавать условия
для самовыражения в команде, разработать
с учащимися правила доброжелательного и
эффективного общения
Правила
Закрепить правила доброжелательного и
доброжелатель эффективного общения, помочь учащимся
ного общения понять, кто составляет круг их ближайшего
общения, развивать способности
самовыражения
Дружная
Развивать стремление к самопознанию,
страна
помочь увидеть сходные черты у разных
людей и осознать важность этого сходства
для общения, содействовать осознанию
своего сходства сдругим, развивать умение
учитывать мнения разных людей
Как мы все
Развивать способности к самопознанию и
похожи!
интерес к познанию других людей, помочь
увидеть психологические различия людей
и осознать важность наличия этих
различий для общения,
содействовать осознанию своих
отличий от других, развивать умение
учитывать разные мнения
Какие мы все Способствовать развитию
разные!
взаимопонимания, показать ценность
уникальности и индивидуальности каждого
человека, содействовать осознанию того,
что собственная точка зрения и точки
зрения других людей могут различаться,
развивать толерантное отношение к другой
точке зрения
Сказка о
Помочь учащимся осмыслить
другой Точке ценность дружеских отношении,
Зрения
осознать качества, присущие другу,
показать значимость различий и сходств в
дружеских отношениях, развивать умения
представлять себя в общении, выражать
невербально свое Я, действовать
согласованно

артерапевнические
приемы,
упражнения,
психогимнастические
элементы.

Скажи мне, кто Помочь учащимся осмыслитьценность
твой друг…
дружеских отношении, осознать качества,
присущие другу, показать значимость
различий и сходств в дружеских
отношениях, развивать умения
представлять себя в общении, выражать
невербально свое Я, действовать
согласованно
Раздел IV. Поддержка в общении
Познакомить учащихся с понятием
«комплимент», показатьзначимость
Комплемент- комплиментов для поддержания
это…
комфортных взаимоотношений,
познакомить с «формулами» комплимента;
развивать стремление к освоению
навыков оказания психологической
поддержки
Что другие
Развивать навыки оказания псиценят во мне? хологической поддержки, помочь
Что я ценю в учащимся осознать и раскрыть в
себе?
общении собственные достоинства,
способности, достижения;
актуализировать чувства самоценности и
самоуважения
Давайте
Развивать навыки оказания псиСказки, беседы, игры,
говорить
хологической поддержки, помочь
элементы тренинга,
друг другу
учащимся осознать и раскрыть в
артерапевнические
комплименты! общении собственные достоинства,
приемы,
способности, достижения; осознать
развивающие
отношение к ним других людей;
упражнения,
способствовать получению опыта
психогимнастические
самопринятия и принятия других
элементы.
Давайте
Ориентировать учащихся на осознание
говорить
роли эмоций в общении, содействовать
друг другу
осознанию смены своих эмоций и
комплименты! собственного влияния на эмоции других в
(продолжение) ходе общения, расширить моциональный
словарь общения учащихся что нет
Как мы
Содействовать осознанию динамики своих
переживаем
эмоций и влияния
эмоции?
других людей на этот процесс,
помочь осознать актуальные эмоции,
развивать чувствительность. К
восприятию эмоций других людей, умение
выражать свои эмоции
Мы умеем
Развивать уучащихся умение
выражать свои понимать эмоции других людей,
эмоции!
выражать эмоции и чувства
Как мы
Развивать умение понимать эмоции других
понимаем
людей, выражать эмоции; формировать

эмоции
других?
Мы умеем
сопереживать!

способность
к сопереживанию и сочувствию;
обобщить изученный в течение
учебного года материал
Развивать умение понимать эмоции других
людей, выражать эмоции; формировать
способность к сопереживанию и
сочувствию; обобщить изученный в
течение учебного года материал.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12-13
14
15
16
17
18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
28-29

3 класс
Название занятия
РАЗДЕЛ I. Введение в мир психологии
Мои летние впечатления
Какой Я?
Психология - знакомая незнакомка
РАЗДЕЛ II. Я и мои желания
Мои желания
Сказка о борьбе мотивов
Мои мотивы
Какие мотивы у других?
РАЗДЕЛ III. Кладовая памяти
Загадка Психоочистителя-l
Загадка Психоочистителя-2
Что такое память?
Виды памяти
Какая у меня память?
Эмоциональная память
Как лучше запоминать?
Я умею запоминать!
Что я знаю о памяти?
РАЗДЕЛ IV. Лабиринты мышления
Сказка о профессоре Мышлении
Как развивать свой ум: конкурс знающих и
находчивых
Учимся думать вместе!
Учимся обобщать и находить закономерности
закономерности
Учимся находить противоположности
Учимся думать логично- 1
Учимся думать логично-2
Учимся думать творчески
Что я знаю о мышлении?
РАЗДЕЛ V. Как стать талантливым

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2

30
31
32-33
34

Фантазируем с Фантузей
Что такое способности?
Я знаю, что я ...
Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ

1
1
2
1

4 класс
№
п/п
1
2
3
4-5
6
7
8
9
10
11
12-13
14
15
16-17
18
19
20-21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31
32
33-34

Название занятия
РАЗДЕЛ I Введение в психологию общения
Новая встреча с психологией
Начало путешествия в Страну Общения
Что взять с собой в путешествие?
Что я знаю о себе?
РАЗДЕЛ II. Психология отношений: Ты - Я - Он/Она = Мы
Как и почему начинаются ссоры?
Сказка о конфликте и контакте
Качества, важные для общения
Какие мы в общении?
Я общительный или замкнутый?
Королевство Разорванных Связей
Свои и чужие
Девчонки + мальчишки = ...
Друзья и недруги
РАЗДЕЛ III. Сокровища и тайны дружбы
Дружба - это ...
Мы - дружная команда!
Правила доброжелательного общения
Дружная страна
Как мы все похожи!
Какие мы все разные!
Сказка о Другой Точке Зрения
Скажи мне, кто твой друг ...
РАЗДЕЛ IV. Поддержка в общении
Комплимент - это ...
Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?
Давайте говорить друг другу комплименты!
РАЗДЕЛ V.Сочувствие и сопереживание
Как мы переживаем эмоции?
Мы умеем выражать свои эмоции!
Как мы понимаем эмоции других?
Мы умеем сопереживать!

Количество
часов
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2

5. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
5.1 Учебно-Методические Пособия

1.
Вачков, И. В. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м
классе: Методическое пособие / И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова. – М.:
Генезис, 2012. – 136 с.
2.
Вачков, И. В. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1
классе: Методическое пособие / И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова. – М.:
Генезис, 2012. – 144 с.
3.
Вачков, И. В. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс / И. В. Вачков,
Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова.– М.: Генезис, 2012. – 64 с.
4.
Вачков, И. В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира.
Королевство Разорванных Связей / И. В. Вачков. – М.: Генезис, 2012. – 416 с.
5.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. :
Просвещение, 2011. – 24 с.
6.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская и др. / Под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
7.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова,
А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с.
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:
проект. — М.: Просвещение, 2008. - 21 с.
5.2 Интернет - Ресурсы:

Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

http:www.Nachalka.com.

http:www.viku.rdf.ru.

http:www.rusedu.ru.

http://school-collection.edu.ru/ (Коллекция цифровых образовательных ресурсов)

Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» (ПРОЕКТ)
/Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/5233/
5.3 Наглядные Пособия:
Кукла Пси-Маг;
Карточки с психологическими понятиями;
Изобразительные наглядные пособия – таблицы;
Аудиозапись эмоционально-насыщенных музыкальных фрагментов.
5.4 Техническое обеспечение:
Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор,
видеомагнитофон.
Раздаточный материал: набор карточек с названиями черт характера, набор карточек с
названиями эмоций, конверт с набором картинок и набор из 24 палочек, карточки с
логическими задачами т.д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».