Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № 4 от 27.03. 2015 г Утверждено Приказом №23/1 от 27.03.2015г. Директор МБОУ «Гимназия№11» г.Выборга Моисеева Н.А. Программа (концепция) развития школьного музея МБОУ «Гимназия№11» г.Выборга Выборг 2015год Оглавление Пояснительная записка .........................................................................................3 Паспорт программы ..............................................................................................4 Раздел I. Введение.................................................................................................5 Раздел II. Содержание проблемы патриотического воспитания и необходимости её решения средствами школьного музея .................................5 Раздел III. Деятельность школьного музея .........................................................6 Раздел IV. Оценка эффективности реализации Программы развития музея ....7 2 Пояснительная записка. Главной задачей школьного музея нашей Гимназии является воспитание патриотизма. Реализации этой задачи способствуют два направления деятельности нашего музея:1. поиск и распространение информации по истории Великой Отечественной войны; 2.поиск и распространение информации по истории родного края. Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что он – музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Из основных жанров интегрированного школьного музея нами используются: 1.музей-экспозиция; 2.музей-лаборатория ;3.музейэкскурсионное бюро. Определимся с каждым из них. В качестве постоянной экспозиции в нашем Музее представлены стенды по истории Великой Отечественной войны: «Начало Великой Отечественной войны», «Битва за Москву», «Коренной перелом в ходе войны», «Моя семья в годы войны», где представлены документы и фотографии из архивов учителей и учащихся нашей Гимназии. По краеведческому направлению созданы стенды «Выборг в годы Великой Отечественной войны», а также уникальный стенд, посвященный событиям Войны 1812г., связанным с историей нашего края. В качестве лаборатории Музей используются в русле проектной деятельности. Так, на базе Музея осуществляется проект «Парк Монрепо»,в результате которого учащимися седьмого класса была написана исследовательская работа ,занявшая призовое место в Научноисследовательской конференции Станции юных натуралистов нашего города. Наиболее активно Музей используется для проведения тематических учебных экскурсий. Материал экскурсий связан с историй Великой Отечественной войны, блокадой Ленинграда, краеведением. Экскурсии разрабатываются и проводятся учащимися –экскурсоводами при руководстве Руководителя Музея. Это позволяет сформировать сплоченный актив Музея, владеющий прочными историческими знаниями, и, с другой стороны, осуществить нетрадиционную подачу материала для остальных учащихся Гимназии. По отзывам самих учеников материал экскурсий для них интересен и хорошо запоминается. 3 . Паспорт Программы развития школьного музея Название Программы Программа развития школьного интерактивного музея «Гимназии№11» «Память времен» Администрация МБОУ «Гимназия№11» Разработчики Титова Т.Н., учитель истории. Программы Создание условий для воспитания гражданина и Цель Программы патриота с высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, село, Россию через целенаправленную деятельность школьного музея. Задачи Программы Целевые группы Сроки реализации Программы активация работы школьного музея, расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала; поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина; организация творческого досуга учащихся, привлечение к участию в культурных программах различных уровней; повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьном музее, распространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства; укрепление связей между школой, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре. учащиеся 1-11 классов школы (7-17 лет). 10 лет (2015 – 2025гг.) 1этап – организационно- подготовительный (2015 г.) 2 этап – практический (2015 -2022 гг.) Обновление стендов, открытие новых экспозиций и выставок. 4 Управление Программой Источники финансирования Ожидаемые результаты Создание новых тематических экскурсий. 3 этап – аналитический (2023 - 2025г.) Анализ деятельности музея и подведение итогов работы по Программе. Управление реализацией Программы осуществляется директором школы, администрацией школы, педагогическим советом, руководителем школьного музея. Административное управление осуществляют директор и его заместители. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель школьного музея и актив музея. Актив определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения Включение работы школьного музея в образовательный процесс школы. Укрепление материально-технической базы школьного музея. Установление сотрудничества с учреждениямипартнерами. Позитивное отношение школьной общественности к работе школьного музея. Раздел I. Введение Музей образовательного учреждения – это особая культурнообразовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Музей – это и хранилище социальной памяти, и комплексное учреждение с разнообразными формами деятельности. Это и сбор лиц, представляющих собой все поколения. Это и склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры (музейные фонды). Это и «кладбище», где сохраняется память о предках. Это и клуб, где собираются люди по интересам. Это и театр, где экспозиция является декорацией к 5 историческим событиям. Это и библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу событий прошлого. Это и архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на разных материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности человека разных исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и научное учреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком смысле слова, где формируются знания подрастающего поколения. Каждый музей имеет огромное значение и несёт в себе много пользы. Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности. Во-первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалистами) для другой (аудитории). Во-вторых, музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между образовательными учреждениями и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной. Раздел II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, потребительское отношение, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, памяти предков, вандализм по отношению к памятникам истории, культуры. У подростков наблюдается нездоровый интерес к негативным молодежным субкультурам, таким идеологиям как фашизм, анархизм и др., которые противостоят ценностям российского общества. 6 В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Богатая история нашего народа хранит примеры тех нравственных идеалов, которые и создают предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций. Раздел III. Деятельность школьного музея. Функции, цели и задачи школьного музея Профиль, программа, функции школьного музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами. Функции школьного музея Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников Документирование истории, культуры родного края, истории становления и развития своей школы путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов Распространение знаний об истории родного края Цель работы школьного музея Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей, овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Задачи школьного музея патриотическое воспитание подрастающего поколения; участие в совершенствовании учебно-воспитательного процесса; активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся; увековечение памяти участников ВОВ; проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения; организация экскурсионной работы. Направления деятельности школьного музея 7 Направление деятельности I. Организационная работа II. Поисковокраеведческая работа III. Научноисследовательская и информационнопропагандистская деятельность IV. Образовательновоспитательная работа V. Работа с фондами Содержание деятельности Создание музейного актива, разработка этапов его деятельности, распределение обязанностей. Составление программы деятельности музея на перспективу, планирование работы музея на год. Создание нормативно-правовой базы музея. Составление программы подготовки и проведения мероприятий, посвященных историческим юбилейным датам Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ детей. Участие в краеведческих чтениях, конференциях, конкурсах и исторических программах. Сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников, написание докладов. Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.п. Выполнение проектно - исследовательских работ. Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.п. Участие в акциях гражданскопатриотического характера. Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в инвентарной книге музея. Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, плакатов и т.п.) осуществляется в книге учета научновспомогательного фонда. Ведение картотеки. Реставрационные работы. Исследование и описание каждого 8 предмета, систематизация музейных предметов по разделам и темам. Раздел IV. Оценка эффективности реализации Программы развития школьного музея. В результате осуществления программы развития музея ожидается: Обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Оптимизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях. Участие в профильных выставках и конкурсах различного Внедрение информационно – коммуникационных и инновационных технологий в практику музейной педагогики. 9