ДО курс школьного Музея Гимназии №11 (1)

Рассмотрено и принято на
заседании
педагогического совета
Протокол № 4 от 27.03. 2015 г

Утверждено
Приказом №23/1 от 27.03.2015г.
Директор МБОУ «Гимназия№11»
г.Выборга
Моисеева Н.А.

Программа (концепция)
развития школьного музея
МБОУ «Гимназия№11»
г.Выборга

Выборг
2015год

Оглавление
Пояснительная записка .........................................................................................3
Паспорт программы ..............................................................................................4
Раздел I. Введение.................................................................................................5
Раздел II. Содержание проблемы патриотического воспитания и
необходимости её решения средствами школьного музея .................................5
Раздел III. Деятельность школьного музея .........................................................6
Раздел IV. Оценка эффективности реализации Программы развития музея ....7

2

Пояснительная записка.
Главной задачей школьного музея нашей Гимназии является
воспитание патриотизма. Реализации этой задачи способствуют два
направления деятельности нашего музея:1. поиск и распространение
информации по истории Великой Отечественной войны; 2.поиск и
распространение информации по истории родного края.
Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что он –
музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса,
он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную
образовательную направленность, строит свою работу на основе
активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и
педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров.
Из основных жанров интегрированного школьного музея нами
используются: 1.музей-экспозиция; 2.музей-лаборатория ;3.музейэкскурсионное бюро. Определимся с каждым из них.
В качестве постоянной экспозиции в нашем Музее представлены стенды
по истории Великой Отечественной войны: «Начало Великой
Отечественной войны», «Битва за Москву», «Коренной перелом в ходе
войны», «Моя семья в годы войны», где представлены документы и
фотографии из архивов учителей и учащихся нашей Гимназии. По
краеведческому направлению созданы стенды «Выборг в годы Великой
Отечественной войны», а также уникальный стенд, посвященный
событиям Войны 1812г., связанным с историей нашего края.
В качестве лаборатории Музей используются в русле проектной
деятельности. Так, на базе Музея осуществляется проект «Парк
Монрепо»,в результате которого учащимися седьмого класса была
написана исследовательская работа ,занявшая призовое место в Научноисследовательской конференции Станции юных натуралистов нашего
города.
Наиболее активно Музей используется для проведения тематических
учебных экскурсий. Материал экскурсий связан с историй Великой
Отечественной войны, блокадой Ленинграда, краеведением. Экскурсии
разрабатываются и проводятся учащимися –экскурсоводами при
руководстве Руководителя Музея. Это позволяет сформировать
сплоченный актив Музея, владеющий прочными историческими
знаниями, и, с другой стороны, осуществить нетрадиционную подачу
материала для остальных учащихся Гимназии. По отзывам самих
учеников материал экскурсий для них интересен и хорошо запоминается.
3

.
Паспорт Программы развития школьного музея
Название Программы Программа развития школьного интерактивного
музея «Гимназии№11» «Память времен»
Администрация МБОУ «Гимназия№11»
Разработчики
Титова Т.Н., учитель истории.
Программы
Создание условий для воспитания гражданина и
Цель Программы
патриота с высокой культурой, гуманистической
направленностью, умеющего действовать в
интересах совершенствования своей личности,
общества и Отечества, любящего свою семью,
школу, село, Россию через целенаправленную
деятельность школьного музея.
Задачи Программы

Целевые группы
Сроки реализации
Программы

 активация работы школьного музея, расширение
сферы и методов использования его воспитательного
потенциала;
 поддержка воспитательных и образовательных
программ, направленных на формирование патриота
и гражданина;
 организация творческого досуга учащихся,
привлечение к участию в культурных программах
различных уровней;
 повышение статуса педагога дополнительного
образования, работающего в школьном музее,
распространение передового опыта и повышение их
профессионального мастерства;
 укрепление
связей
между
школой,
учреждениями
культуры,
общественными
организациями для решения задач воспитания у
учащихся чувства гражданственности и патриотизма,
уважения и бережного отношения к национальной и
русской культуре.
учащиеся 1-11 классов школы (7-17 лет).
10 лет (2015 – 2025гг.)
1этап – организационно- подготовительный (2015 г.)
2 этап – практический (2015 -2022 гг.)
 Обновление стендов, открытие новых экспозиций
и выставок.
4

Управление
Программой

Источники
финансирования
Ожидаемые
результаты

 Создание новых тематических экскурсий.
3 этап – аналитический (2023 - 2025г.)
 Анализ деятельности музея и подведение итогов
работы по Программе.
Управление
реализацией
Программы
осуществляется директором школы, администрацией
школы, педагогическим советом, руководителем
школьного музея.
Административное управление осуществляют
директор и его заместители.
Координацию деятельности по реализации
Программы осуществляет руководитель школьного
музея и актив музея. Актив определяет содержание
конкретных мероприятий по реализации Программы,
организует их выполнение, обсуждает предложения,
направленные на повышение эффективности в
работе.
Бюджет, внебюджетные средства образовательного
учреждения
 Включение работы школьного музея в
образовательный процесс школы.
 Укрепление материально-технической базы
школьного музея.
 Установление сотрудничества с учреждениямипартнерами.
 Позитивное отношение школьной
общественности к работе школьного музея.

Раздел I.

Введение

Музей образовательного учреждения – это особая культурнообразовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как
основная
форма
музейной
коммуникации,
образовательные
и
воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации
музейных предметов. Музей – это и хранилище социальной памяти,
и комплексное учреждение с разнообразными формами деятельности.
Это и сбор лиц, представляющих собой все поколения. Это и склад вещей,
где хранятся памятники истории и культуры (музейные фонды). Это и
«кладбище», где сохраняется память о предках. Это и клуб, где собираются
люди по интересам. Это и театр, где экспозиция является декорацией к
5

историческим событиям. Это и библиотека, где музейные предметы в
совокупности представляют собой памятную книгу событий прошлого. Это и
архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на разных
материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируются и
возвращаются к жизни свидетельства деятельности человека разных
исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и научное
учреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком
смысле слова, где формируются знания подрастающего поколения. Каждый
музей имеет огромное значение и несёт в себе много пользы.
Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он
обладает такими качественными и количественными параметрами
открытости, которые определяют его уникальность по сравнению с другими
музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности.
Во-первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив,
учащиеся и педагоги), являются и его основными «потребителями» или
«пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая
государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц
(специалистами) для другой (аудитории). Во-вторых, музей образовательного
учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои
собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных
учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь
существует между образовательными учреждениями и музеями других
типов, но не является столь тесной и интенсивной.
Раздел II. Содержание проблемы патриотического воспитания и
обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея.
События последнего времени подтвердили, что социальная
дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали
негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и
возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное
воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших
факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная
утрата нашим обществом традиционно российского патриотического
сознания.
В общественном сознании получили широкое распространение
равнодушие, потребительское отношение, эгоизм, индивидуализм, цинизм,
немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству
и социальным институтам, памяти предков, вандализм по отношению к
памятникам истории, культуры.
У подростков наблюдается нездоровый интерес к негативным
молодежным субкультурам, таким идеологиям как фашизм, анархизм и др.,
которые противостоят ценностям российского общества.
6

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном
уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы
консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного
музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная
роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых
ценностей.
Богатая история нашего народа хранит примеры тех
нравственных идеалов, которые и создают предпосылки для разработки
комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом
сложившихся к настоящему времени тенденций.
Раздел III. Деятельность школьного музея.
Функции, цели и задачи школьного музея
Профиль, программа, функции школьного музея интегрируются с
воспитательной системой школы и определяются ее задачами.
Функции школьного музея
 Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию,
обучению, развитию, социализации школьников
 Документирование истории, культуры родного края, истории
становления и развития своей школы путем выявления, сбора, изучения и
хранения музейных предметов
 Распространение знаний об истории родного края
Цель работы школьного музея
 Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств,
расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и
способностей, овладение учащимися практическими навыками поисковой,
исследовательской деятельности, совершенствование образовательного
процесса средствами дополнительного обучения.







Задачи школьного музея
патриотическое воспитание подрастающего поколения;
участие в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся;
увековечение памяти участников ВОВ;
проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и
населения;
организация экскурсионной работы.

Направления деятельности школьного музея

7

Направление
деятельности
I. Организационная работа

II. Поисковокраеведческая работа

III. Научноисследовательская и
информационнопропагандистская
деятельность

IV. Образовательновоспитательная работа

V. Работа с фондами

Содержание деятельности
 Создание музейного актива, разработка
этапов его деятельности, распределение
обязанностей.
 Составление программы деятельности
музея на перспективу, планирование работы
музея на год.
 Создание
нормативно-правовой
базы
музея.
 Составление программы подготовки и
проведения
мероприятий,
посвященных
историческим юбилейным датам
 Проведение выставок с демонстрацией
музейных экспонатов, творческих работ детей.
 Участие
в
краеведческих
чтениях,
конференциях, конкурсах и исторических
программах.
 Сбор
необходимых
материалов
на
основании
предварительного
изучения
литературы и других источников, написание
докладов.
 Проведение экскурсий, бесед, устных
журналов и т.п.
 Выполнение проектно - исследовательских
работ.
 Проведение экскурсий, бесед, устных
журналов и т.п.
 Участие
в
акциях
гражданскопатриотического характера.
 Учет музейных предметов основного фонда
(подлинных памятников материальной и
духовной культуры) осуществляется в
инвентарной книге музея.
 Учет научно-вспомогательных материалов
(копий, макетов, плакатов и т.п.)
осуществляется в книге учета научновспомогательного фонда.
 Ведение картотеки.
 Реставрационные работы.
 Исследование и описание каждого
8

предмета, систематизация музейных предметов
по разделам и темам.

Раздел IV. Оценка эффективности реализации Программы развития
школьного музея.
В результате осуществления программы развития музея
ожидается:
 Обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения.
 Оптимизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию
школьников в современных условиях.
 Участие в профильных выставках и конкурсах различного
 Внедрение информационно – коммуникационных и инновационных
технологий в практику музейной педагогики.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».